Почему «Дом Дракона» наголову разбил «Кольца власти»
О принципиальных различиях двух самых обсуждаемых сериалов уходящего года в своем Telegram-канале рассказывает политолог Вадим Гончаров.
О важнейшем идеологическом событии 22 года. Я, конечно, про эпическую битву моделей политического мира «Властелина колец» Р. Толкина и «Игры Престолов» Дж. Мартина, явленную нам в сентябрьском противостоянии новых сериалов-приквелов.
Чем в принципе отличаются вселенные Толкина и Мартина? У Толкина — бескомпромиссная борьба Высшего добра с Абсолютным злом, у Мартина — банальный кругооборот зла в человеческой природе.
В обоих случаях перед нами масштабные войны, но у Толкина война приходит на смену долгой эпохе мира и процветания под руководством заботливой власти, основанной на достижениях высшей науки, а у Мартина — война без особых причин, вызванная интригами, глупостью и бездарностью текущей власти.
У Толкина — захватывающая, эмоциональная детская модель вселенной, у Мартина — взрослая, скучная, все запутанно и «не так однозначно», и «никого не жалко, никого».

Вообще говоря, детские модели мира в искусстве и пропаганде по умолчанию эффективнее. Простой месседж, яркие образы, симпатичные герои, с которыми хочется себя отождествить, причем герои с большой буквы, поскольку ежесекундно проявляют героизм и самопожертвование во имя Идеалов.
И, между прочим, они в конце побеждают, так что примерять их образы на себя — очень полезно для психики, любой психотерапевт подтвердит.
…мир Толкина — ложь от первой буквы до последней…
Почему же тогда «Дом Дракона» наголову разбил «Кольца власти», с их громадным сюжетом и мощным продвижением?
Да потому, что мир Толкина — ложь от первой буквы до последней, и поэтому беззащитен против паразитов. В героических мирах же пафос всегда один: «Мы смело в бой пойдем и как один умрем в борьбе за ЭТО». А вот что такое «ЭТО» — не разъясняется. Поэтому после первых же успехов в борьбе всегда приходят активисты с узнаваемым добрым лицом Греты Тунберг и говорят: неправильно вы тут за ЭТО умирали, без диверсити, BLM, воукизма и борьбы с климатическими изменениями. Мы, дескать, сейчас вам правильный сценарий напишем и научим Добро любить и Дивный Новый Мир строить.

Им нельзя возразить в духе «так не бывает, никто не поверит». Потому что так, как у Толкина, вообще не бывает, ни один из его положительных героев проверки на полиграфе не прошел бы. Очень уж они все бестолковые. Значит ЭТО всегда можно поменять на что-то более политкорректное — какая разница?
Пока талант писателя прикрывал дыры в сюжете покрывалом красивого героического мифа, сходило и так. Художественная правда может и без поверхностного правдоподобия обойтись.
Но потом обязательно приходят они — комсомольцы, — чтобы навести идеологический марафет и освоить бюджеты, выделяемые государством либо прогрессивными транснациональными корпорациями. Литературного таланта у них нет, зато в деле облизывания начальственных седалищ они вне конкуренции.
Вот потому оно все так и получилось.
На самом деле, со сценаристами вообще беда, но это уже отдельная тема)
Вадим Гончаров
(Всего одно письмо в неделю, чтобы ничего не пропустить)
