Почему менеджеры могут плохо организовывать свою жизнь, а психологи ходят к другим психологам?
Ответ на этот вопрос кроется в самой сути человеческой природы.Замечали, что порой хороший начальник-менеджер может испытывать сложности с заказом продуктов, захламлять комнату, нарушать собственное расписание, не откладывать нужную сумму на сбережения, как планировал, да и в целом плохо организовывать свою жизнь? А видели, как психологи сами испытывают сложности во взаимоотношениях, встречаются с абьюзивными партнерами, депрессуют или перегибают с алкоголем на вечеринке? Или как хорошие экономисты и финансовые консультанты тратят кучу денег на ерунду, или совершают провальные покупки на фондовом рынке, нарушая все правила инвестирования?..
Почему так происходит? Казалось бы, если профессиональная деятельность человека связана с управлением чем-то важным в жизни других людей (временем/психикой/деньгами, как в примерах выше), почему он не может управлять этим же в своей?
Мне бы хотелось дать вам какой-то сложный психологический ответ на этот вопрос, связанный с контролем или родителями, но в реальности все гораздо проще. Дело в том, что большинство наших решений мы принимаем эмоционально, а не рационально. Нам кажется, что мы думаем рационально больше, чем есть на самом деле. В реальности же человек — существо скорее иррациональное, и эмоции влияют на наши решения гораздо сильнее, чем нам кажется.
Это давно доказано с помощью томографа: когда мы принимаем самые важные решения, связанные с финансами, временем, будущим, близкими отношениями и прочими «чувствительными» для нас темами, эмоциональные зоны мозга активируются гораздо сильнее, чем зоны, отвечающие за рациональный расчет в ситуации. Подробней почитать об этом можете у Канемана, Колризера. Если хотите краткости, а не научности — то вот лекция ВШЭ об этом.
Неважно, насколько вы умны, — человек есть человек. Мне очень нравится фраза одного консультанта, который занимался управлением крупными финансовыми активами международной компании и при этом никак не мог разобраться с финансами своей семьи: «Карл, я мог бы сам управлять своими деньгами, но „я“ мешает». Поэтому нам нужны другие люди, даже если мы крупные специалисты в чем-либо: стоит перенести абсолютно рабочие и стандартные ситуации в нашу жизнь — и личная значимость мгновенно исказит их понимание и приведет к нерациональным решениям.
Поэтому психологи ходят к другим психологам. «Да, я и сам знаю, что моя тревожность, скорее всего, исходит из-за завышенных ожиданий от себя, но пока меня не ткнут в это носом и я не проговорю это с психологом, не сделаю с ним упражнение, которое я миллион раз делал со своими клиентами, — я этого не пойму окончательно и меня не отпустит эта тема».
И здесь важно не искать специалистов, которые будут принимать решения за вас. Нужно выбирать тех экспертов, которые могут выступить в качестве сдерживающей и уравновешивающей силы для принятия важных для вас решений. Потому что сами мы эти решения часто принимать неспособны, и это можно только принять.
Такие уж мы — люди.
(Всего одно письмо в неделю, чтобы ничего не пропустить)