Почему в России падают ассортимент и качество товаров, а цены чуть что начинают расти
Изменение ключевой ставки Центробанка в РФ работает не так, как в богатых странах.Принято считать, исключительно для простоты, что ключевая ставка ЦБ — это нечто вроде педалей газ/тормоз: ЦБ повышает ставку — вслед за ним то же самое делают коммерческие банки — кредит сжимается — экономика «тормозит». Ну и наоборот: ЦБ снижает ставку — то же самое делают банки — кредит растет — экономика «разгоняется». В макроэкономических моделях из школьного учебника так и написано — «сокращение и повышение процентной ставки дают симметричные эффекты».
На самом деле нет. В «живой экономике» это так не работает.
Ужесточение денежно-кредитной политики (повышение ставки) действительно тормозит и активность, и аппетиты к риску, и инфляцию. Но через снижение ставки разогнать деловую активность может и не получиться. Это как цепочка: за нее можно «потянуть», но попробуйте что-то цепочкой «подтолкнуть».
Почему так?
Объяснений несколько. Ближайшее по времени хорошее исследование на эту тему Monetary Policy and Credit Card Spending вышло в декабре 2022 года. Ужесточение денежно-кредитной политики (повышение ставки) сдерживает потребление, а вот смягчение к росту потребления не приводит.
По мнению исследователей Дамиано Сандри (Банк международных расчетов) и Франческо Григоли (МВФ), это связано с тем, что рост стоимости кредита приводит к значительному сокращению расходов на товары не первой необходимости, одновременно подстегивая расходы на повседневные нужды. Например, ходить в рестораны становится дорого, люди начинают тратить деньги на покупки в маркетах, чтобы готовить дома, и т. д.
К похожему выводу пришли экономисты из Банка Ямайки (в исследовании Asymmetric Effects of Monetary Policy: Empirical Evidence from Jamaica Using the Consumption-Wealth Channel) — благосостояние сокращается при росте ставки сильнее, чем растет при ее снижении, и эта асимметрия передается в реакцию потребления домохозяйств. В бедных странах рост ставок приводит к снижению стоимости активов, которые могут использоваться в качестве залогов, а падение стоимости залогов не позволяет получать кредиты желаемых размеров, т. о. домохозяйства и фирмы оказываются ограничены в возможностях привлечения кредитов.
Но и тут не все так однозначно. В богатых странах с развитыми финансовыми системами ростом ставок потребителя не напугаешь — он может взять кредит не под одно, так под другое. А вот снижение ставки в первую очередь снижает интерес к сбережениям и высвобождает ликвидность — зачем копить деньги, когда можно взять дешевый кредит?
Кроме того, банки знают своего клиента лучше, чем ЦБ, и учитывают возможность дефолта заемщика при росте ставок. Поэтому они могут и не повышать ставки вместе с ЦБ, а просто сократить кредитные лимиты — в любом случае это будет означать, что доступ к деньгам усложнится, хотя формально ставки и не вырастут.
Что в этой истории важно для экономики РФ?
У наших цен есть такое свойство — они растут гораздо быстрее, чем снижаются. И вот тут у компаний есть одна неочевидная фишка. Обратите внимание, что на фоне номинального роста зарплат в РФ, низкой безработицы и замедления инфляции сокращается ассортимент и ухудшается качество товаров. Происходит это потому, что на ограничение кредита компании реагируют не снижением зарплат, а сокращением выпуска (Росстат не даст соврать — сократилось производство всего, что напрямую не оплачивается властью). И в такой ситуации смягчение денежно-кредитной политики обернется ростом цен.
Ну и главное. Сама по себе денежно-кредитная политика не работает на макроуровне в отрыве от политики фискальной. Если проводится стимулирующая фискальная политика (снижаются налоги), то и монетарное стимулирование (снижается ставка) приводит к росту выпуска продукции. А при росте налогов (какую бы форму он ни принимал) снижение ставки «не работает» — нет мотивации увеличивать выпуск.
Понятно, что Минфин этого бы хотел — пусть ЦБ снизит ставку, экономика разогреется, а мы соберем налоги. Но нет, так не получится.
Telegram-канал «Деньги и песец»
(Всего одно письмо в неделю, чтобы ничего не пропустить)