Под единым шаныраком: Первое поселение эстонцев в Казахстане появилось в конце XIX века
Появление в РК: первое эстонское поселение— село Покровка в 1893 году Регионы проживания в РК: Карагандинская, Восточно-Казахстанская и Акмолинская области Эстонцы— финно-угорский народ. Сегодня— это самый малочисленный народ Европы, имеющий свое государство, при этом чуть больше 900 тысяч человек проживают в самой Эстонии.
Вплоть до XVIII-XIX вв.
эстонцы называли себя «maarahvas», что переводится как «народ земли» — иногда переводят как «народ нашей земли». Одно из первых упоминаний об эстонцах содержится в «Германии» Тацита (I-IIвв). «В 1944 Эстония вошла в состав Советского Союза: добровольным или не очень было вхождение историки до сих пор спорят. Но как бы то ни было, в 1991 году с распадом СССР Эстония вновь стала независимой и выбрала западный вектор развития», — рассказала Мария Ойнас.
Народные праздники Один из самых любимых и древних эстонских праздников Яанов день — 24 июня. Этот праздник можно считать аналогом славянского Иваны Купалы. Вечер 23 июня называется «jaanilaupäev» – «Янова суббота». «По всей Эстонии топят бани, готовят еду, запасают веники и дрова для костра. Молодыми березками украшают дом, качели, площадку вокруг костра. В этот день девушки мыли лицо родниковой водой.
Они плели венки из цветов. Когда венок надевали на голову, нельзя было говорить ни слова. С ним девушки ложились спать. Они верили, что во сне к ним придет жених», — поделилась Мария. Традиционные блюда Как рассказала Мария Ойнас, традиционная эстонская кухня содержит много рыбы, свинины, молочных продуктов, капусты. На Рождество готовят кровяные колбаски.
Славится Эстония своим марципаном. История появления в Казахстане К слову, сама Мария родилась и выросла в Казахстане. Ее предки перебрались в Казахстан еще в начале 20-го века. Любовь к истории родной семьи переросла для девушки в профессию. Поэтому тему появления эстонцев в Казахстане Мария Ойнас изучала с особой тщательностью. Удалось узнать, что в 1816 году царским указом эстонские крестьяне, почти на полвека раньше крестьян остальных российских губерний, были раскрепощены.
«Однако они не получили землю в свою собственность. Поэтому правительство предложило им переселение в отдаленные губернии Российской империи, в том числе, и в Казахстан. В 1893 году в Новочеркасской волости Акмолинского уезда было основано первое эстонское поселение Покровка, с численностью около 300 человек. По своему социальному составу переселенцы представляли практически все слои сельского населения Эстонии, здесь были арендаторы, мызные рабочие, батраки, бобыли», — поделилась она.
Настоящий пик переселения эстонцев в Казахстан пришелся на годы столыпинской аграрной реформы. Новопоселенцы получали по 7 десятин земли на одну мужскую душу, при этом родившимся в дороге или на месте поселения детям мужского пола земля уже не прирезывалась. Порой прибывшие крестьяне самовольно захватывали казенную землю или арендовали ее у живших поблизости казахов, крестьяне побогаче захватывали земли бедняков. «В 1906 году переселившиеся эстонцы объединились с жителями села Покровка, образовав новое село Лифляндка.
К 1910 году его численность составляла 254 мужчин и 225 женщин эстонцев — всего 495 человек. В этот же период появляется еще одно эстонское поселение – село Петровское, Новочеркасской волости. Оно было населено 180 мужчинами и 174 женщинами эстонской национальности. Кроме этого, эстонцы проживали в немецких и смешанных поселениях, например, село Михайловское, где было 20 эстонских переселенцев», — рассказала Мария. В Восточном Казахстане в 1908 появляется первое эстонское поселение на берегу озера Маркаколь.
Всего их было шесть, среди них самые крупные: Верхняя и Нижняя Еловки, Матабай. ( Эстонские поселенцы в Казахстане — семья Чахно, Восточный Казахстан) «Моя прабабушка — участница переселения Розалия Ойнас вспоминала: «Мужу моему (Карлу Ивановичу Ойнас) было 6 лет, когда они выехали всей деревней из Эстонии. Добирались на лошадях через всю Россию.
Доехав до Баян-аула, остановились и отправили двух «разведчиков» искать место для поселка. Очень им понравилось озеро Маркаколь: красивое, богатое рыбой, лес вокруг. Вот и решили там остаться». И уже в 1910 году после двухлетнего путешествия прибыли эстонские новопоселенцы в Верхнюю Еловку. В село приехало несколько десятков семей, среди них семьи Висман, Самуль, Юнь, Ойнас, Циммер, Чахно, Пуусеп, Ольман, Варблане, Кирспу и другие», — отметила Мария. В Казахстане эстонцы стали строить все домашние постройки под одной крышей, что позволяло при морозах и буранах ухаживать за скотом.
Строительство печей и подвалов эстонцы заимствовали у русского населения. А у казахов эстонцы переняли многое, связанное с местной традицией: сбор кедровых орехов, топка с кизяком. Широко развиты у эстонцев были домашние ремесла. Почти в каждом доме можно было встретить верстак, прялку, ткацкий станок. Первое поколение переселенцев обустраивало свой дом мебелью собственного производства.
Своими руками они также делали телеги, сани, дуги, бочки, квашни, прялки, ткацкие станки, одежду, постельное и нательное белье из домотканых шерсти и льна. Портной, имевшийся в любом селе, ходил по домам и шил выходную одежду для семьи, а вот одеяла, покрывала, половики, чулки, носки, варежки каждая хозяйка изготавливала сама. Как отмечают многие исследователи, эстонские переселенцы были технически подкованы и строили в своих деревнях пилорамы, мельницы и молотилки.
С собой переселенцы привозили книги на родном языке, среди них обязательно была Библия, напечатанная старинным готическим шрифтом. ( Библия, привезенная эстонцами в начале ХХ века (личный архив) Эти Библии передавались от поколения к поколению, и сейчас представляют собой самую драгоценную семейную реликвию. Судьба эстонцев в годы депортации Самой трагической историей Эстонии, несомненно, являются депортации 1941 и 1949 годов.
В июне 1941 из Эстонии было выселено 10 157 человек. Местами высылки стали Сибирь и Казахстан. Помимо депортации собственно из Эстонии, эстонцы выселялись вместе с немцами Поволжья. Высланные из республик Прибалтики чаще всего имели статус «административно высланных», а согласно директиве МГБ-МВД 1953 года их перевели в статус «спецпоселенцев». 25 марта 1949 года началась вторая волна депортации, во время которой подверглись высылке «кулаки и антисоветские элементы».
На этот раз из Прибалтики в «места не столь отдаленные» отправилось 95 тысяч человек. В последующем, в результате перемещений в системе ГУЛАГа, часть депортированных оказалась в Казахстане. Среди эстонцев было немало «кулаков», они часто использовали наемный труд. А с началом Второй мировой войны распространение получили обвинения в «шпионаже», а также в наличии связей, ведущих к шпионажу. Только почти двадцать лет спустя были признаны ошибки в проведении депортации.
(Справка о реабилитации) Но освобождение не гарантировало свободы: вчерашние заключенные не могли селиться в городах, получать высшее образование, были ограничены в других политических и экономических правах. Вернуться на родину было тяжело, многие оставались в Казахстане. Эстонцы в Казахстане – сегодня «Согласно переписи населения 2009 года, в Казахстане проживает 986 эстонцев. Казалось бы, цифра незначительная, но по численности эстонцев в мире, Казахстан занимает 15 место.
Основными местами расселения эстонцев являются Карагандинская, Восточно-Казахстанская и Акмолинская области», — рассказала Мария. По ее словам, основными причинами снижения численности прибалтийцев послужили: низкий уровень рождаемости при высоком уровне смертности, а также миграция на историческую родину. Основным языком общения, как в семье, так и в обществе является русский язык.
Им владеет абсолютное большинство представителей прибалтийских диаспор республики – более 99%. «В то же время 13 эстонцев совсем не владеют русским языком. Все они старше 60 лет, возможно, это именно те, кто в начале ХХ века эмигрировал в Казахстан либо был сослан из Прибалтики во время депортаций и репрессий. Родным эстонским языком владеет только 15% эстонцев… Как видим, эстонцы – не только один из самых малочисленных народностей Европы, но и одна из самых малочисленных диаспор Казахстана», — подчеркнула Мария Ойнас.
Валерия БОНДАРЕВА
Источник
(Всего одно письмо в неделю, чтобы ничего не пропустить)
