Новость29 февраля 2016, 11:05

Подавленный Нардаран: шиитское пробуждение или азербайджанский коллапс?

Азербайджан, Население, БАК, Внардаран, ШИИТ
Подавленный Нардаран: шиитское пробуждение или азербайджанский коллапс?Предстоятель пятничной молитвы города Астара Казем Хафиз Ниа заявил о том, что в настоящее время шииты Азербайджана не пребывают в безопасности.

29 февраля 2016 10:24 Подавленный Нардаран: шиитское пробуждение или азербайджанский коллапс?

Президент Азербайджана Ильхам Алиев Противоречивая расправа правоохранительных органов Азербайджана сжителями поселка Нардаран вноябре 2015 года имела продолжение ивтекущем, 2016-м. 6января был задержан один изстарейшин поселка Натиг Керимов.

Престарелому гражданину неожиданно вменили ввину шпионаж. Впрочем, навполне ожидаемую, учитывая предыдущие события вНардаране, сторону— Иран. Именно Исламская Республика неоднократно обвинялась азербайджанскими политиками идолжностными лицами ворганизации беспорядков вупомянутом населенном пункте. ИРИ, впрочем, отвергает претензии Баку, отмечая, всвою очередь, жестокость, скоторой власти Азербайджана (населенного преимущественно мусульманами) подавили выступления истово верующих нардаранцев, проходивших под мусульманскими иконкретно шиитскими лозунгами. Стоит напомнить, что входе столкновений сполицией погибли шесть жителей Нардарана идвое полицейских.

Предстоятель пятничной молитвы города Астара Казем Хафиз Ниа заявил отом, что внастоящее время шииты Азербайджана непребывают вбезопасности. Еще один иранский духовный авторитет, аятолла Шабестари, представляющий Верховного Лидера страны впровинции Восточный Атрапатакан, отметил, что ИРИ изменит свое отношение кАзербайджанской республике, если танепрекратит преследовать шиитов. Неменее жестко высказывались ииранские парламентарии.

Так, один изних, Ибрагим Неку, призвал Баку немедленно прекратить давление нажителей Нардарана, которое онназвал «репрессиями», атакже привлечь виновных вних кответственности. Более того, депутат считает, что Иран неможет оставаться равнодушным кпроисходящим всоседней стране процессам. Вне сомнения, Исламская Республика является религиозно-идеологическим ориентиром идля многих нардаранцев. Нелишним будет напомнить, что ихлидер, Тале Багирзаде, проходил обучение виранском центре шиитского богословия, городе Куме.

Тем неменее, досих пор реальных доказательств прямого участия Ирана вдестабилизации обстановки наазербайджанской территории представлено небыло. Вофициальных заявлениях иранские представители также открещиваются отруководства нардаранским восстанием. Кпримеру, уже упомянутый выше аятолла Шабестари, специально подчеркнул, что акции жителей Нардарана стихийны испровоцированы мероприятиями самого правительства. Властям Азербайджана пришлось даже отпустить упомянутого выше Натига Керимова, правда, под предлогом его преклонного возраста.

Между тем, подобные неуклюжие действия Баку обостряют религиозное противостояние наазербайджанской территории ипофакту помогают экстремистам. Дело втом, что вводом войска вНардаран правительство Ильхама Алиева заявило отом, что действует вконтексте общемировой борьбы против движения «Исламское государство». Ноздесь была сделана удивительная ошибка (аиначе это воспринимать невозможно)— если ИГ, «Джебхат ан-Нусра» ибольшинство других исламистских экстремистских итеррористических группировок принадлежат ксуннитскому течению ислама и, как правило, наиболее радикальному его направлению— салафизму, тонардаранцы, как ибольшинство населения Азербайджана— шииты.

Шиизм, наоборот, содной стороны противостоит (как это делают Иран, Ирак, Сирия, движение «Хезболла» вЛиване) салафитским движениям, асдругой— страдает отдействий суннитских радикалов (это происходит входе расправ над шиитскими общинами Пакистана, постоянных попыток афганских суннитов-пуштунов поставить внеполноправное положение шиитов-хазарейцев, настоящего геноцида шиитского населения Сирии иИрака состороны боевиков «ИГ» и«Джабхат ан-Нусры», недавних репрессий вНигерии идр.). ВАзербайджане таких шиитов проживает примерно 60−70% населения, ашиитский ислам, попавший натерриторию, занимаемую ныне республикой, развивается там соСредневековья, однозначно являясь традиционной конфессией.

Впрочем, основная масса современных азербайджанцев нерелигиозна, что отличает ихотнардаранцев, восновной своей массе строго исполняющих свои религиозные обязанности. Если лишь последовательное соблюдение религиозных правил дало основание азербайджанскому правительству равнять жителей поселка стеррористическими салафитскими группировкам, тогда власти проявили поразительную некомпетентность.

Надо сказать, что репрессивные меры властей Азербайджана нардаранцы испытали насебе не«вдруг».

Это происходит напротяжении нескольких последних лет. Кпримеру, религиозный лидер ипроповедник Тале Багирзаде, возглавивший протестовавших жителей поселка, уже попадал втюрьму в2011 и2013 годах заучастие вмитинге против запрета хиджаба вгосучреждениях ипосфабрикованному обвинению вхранении наркотиков соответственно. Аеще 3ноября 2015 года Багирзаде был жестоко избит вясамальском отделении полиции Баку.

Несмотря наобвинения впопытках изменения конституционного строя Азербайджанской Республики проповедник настаивает, что ониего сторонники никогда непризывали ксиловым акциям, занимаясь исключительно религиозной иправозащитной деятельностью.

Как мызнаем, введя впоселок Нардаран несколько тысяч солдат иполицейских при поддержке сморя, азербайджанское правительство ожидаемо добилось военной победы над безоружными жителями. Однако данной мерой оно открыло необъятный сосуд опасностей ивызовов, которые непременно заявят осебе всамое ближайшее время.

Операция против верующего населения Нардарана практически совпала повремени спразднованием всеми шиитами мира арбаина— 40 дней содня гибели третьего шиитского Имама Хусейна. Последний, являющийся также внуком пророка Мухаммеда, был убит, неподчинившись приказу узурпировавшего трон омейадского халифа Язида принести ему присягу. Рядом сИмамом Хусейном было лишь 70 его верных сторонников, также полегших внеравной битве свойском халифа.

Атеперь есть смысл подумать— скем себя ассоциировали вдруг начавшие сопротивление полиции иармии нардаранцы? Икто видится имсовременным узурпатором итираном… Тем более, что режим Ильхама Алиева мало того что светский, так еще игиперкоррумпированный, иранее бывший невпочете увсего религиозно ориентированного населения Азербайджана. Атеперь необдуманными и, как представляется, преждевременными мероприятиями вНардаране Баку переводит бытовой, локальный конфликт врелигиозную, сакральную сферу.

Издесь правительство полностью лишается каких-либо рычагов давления нарелигиозное население ивозможности управлять им.В «обойме» уАлиева есть, правда, религиозная структура— Управление мусульман Кавказа, нонионо, ниего лидер еще советской формации, Аллахшукюр Пашазаде непользуются сколько-нибудь заметным авторитетом уазербайджанских шиитов, которые считают своими религиозными лидерами факихов иранского Кума ииракского Наджафа. Теперь борьба заодин изопределяющих для шиитов ориентиров— адалят, справедливость, приобретает вАзербайджане все большую актуальность, так как мало, кто изверующих считает, что внардаранской ситуации правы власти.

Опасность для Баку представляет иэтнический момент. Вопреки официальным заявлениям, значительная часть нардаранцев считает себя иранцами, анеазербайджанцами. Тема угнетения иранского населения, парсийцев (также называемых даглинцами или татами), тюрками-азербайджанцами периодически муссируется вихсреде. Параллельно снардаранским противостоянием организация «Фронт освобождения Ширвана» призвала жителей поселка непрекращать борьбу, переведя еееще ивмежэтническую плоскость.

Как отмечает основатель движения «Свободный Лезгистан» Вагиф Керимов, Нардаран— нечто иное, как религиозный центр азербайджанских татов, которые живут вдеревнях ипоселках вокруг Баку. «Духовную иматериальную поддержку они получают изИрана иполностью идентифицируют себя сИРИ. Таты— нетюрки, они говорят насвоем языке иранской группы исвязаны сперсами прямым родством»,— отмечает господин Керимов. Онпридает большое значение поддержке Исламской Республикой азербайджанских татов и, вчастности, нардаранцев: «Еслибы неподдержка Ирана, бакинский режим давнобы всех ихрасстрелял, причем промолчалабы даже Москва».

Учитывая, что вАзербайджане проживают также ираноязычные талыши, атакже лезгины, и, принимая вовнимание наличие уних сильных сепаратистских настроений, есть резон предположить, что проблемы уреспублики могут возникнуть весьма серьезные. Как считает Вагиф Керимов, «этот вопрос однозначно получит развитие— талыши илезгины неостанутся отпроисходящих процессов встороне. Ведь вКубинском районе также поднялись идругие таты, нонетолько они— лезгины, например, тоже.

Ведь таты илезгины очень дружно живут вэтом районе, ипочти все таты свободно владеют лезгинским языком. Что касается талышей, тосовсем недавно дажеЕС требовал для них отБаку национально-культурную автономию— вконтексте своих новых отношений сИраном. Среди талышей много влиятельных людей— Тельман Исмаилов, Вагит Алекперов, Аяз Муталибов — все они талыши. Нонынешняя политическая элита Азербайджана, Алиевы,— этнические курды.

Вэтом суть 25-летнего противостояния».

Страна столкнется нетолько смощным шиитским пробуждением, ноисо взрывом сепаратизма, которые можно будет сравнить разве что сситуацией 90-х годов, когда отАзербайджана отпала населенная армянами Нагорно-Карабахская Республика ичуть неоткололась Талыш-Муганская Республика.

Неследует забывать иосалафитах, которые также имеются вАзербайджане, активно перетекая сего территории вСирию иИрак, где они участвуют вбоях справительственными войсками Башара Асада истроительстве нового «халифата».

Содной стороны, репрессии против азербайджанских шиитов дадут имстимул кразвитию иукреплению своих общин натерритории республики, асдругой— пример восставших нардаранцев может быть рассмотрен суннитскими радикалами как пример ируководство кдействию. Впрочем, президент РОО «Талышская диаспора» ичлен Совета момежнациональным отношениям при президентеРФ Исмаил Шабанов считает, что азербайджанское руководство пошло наобострение обстановке Нардарана, сознательно блюдя интересы салафитов— сподачи Саудовской Аравии, ихглавного покровителя.

«Теперь уже доподлинно известно отом, что нардаранские события были заказом короля Саудовской Аравии, вовремя последней поездки президента Азербайджана Ильхама Алиева вэту страну— сцелью уговорить монарха насохранение стабильных цен нанефть.

Понекоторым источникам, король принял его предложение иодновременно предъявил ему условия овытеснении изАзербайджана проиранских ишиитских сил. Естественно, президент Ильхам Алиев принял это условие ипосле возвращения поручил силовикам подготовить иосуществить силовые акции вНардаране, Гяндже ивстолице Талышии Ленкорани. ВЛенкорани ивГяндже для того, чтобы применить оружие, найти поводы было сложно, всвязи счем, ограничились арестами шиитских духовных проповедников.

АвНардаране повод они нашли легко: якобы шиитский проповедник Талех Багиров вместе свооруженным отрядом находится вселе… Что удивительно, там чуть было артиллерийское орудие не„нашли“. Естественно, туда всрочном порядке направили группу спецназа иоткрыли огонь поспящим людям, которые вовсе непонимали что происходит. Врезультате стрельбы состороны спецназа погибли более 10-ти человек, многих арестовали, некоторых досих пор невыпустили насвободу.

Ясчитаю, что это была необоснованно жесткая ижестокая силовая акция против нивчем неповинных людей»,— отмечает наш собеседник преступность проведенной вНардаране операции.

Шабанов также несомневается, что жестокое подавление выступлений нардаранцев еще скажется набудущем Азербайджана: «Эта бесчеловечная акция останется впамяти людей. Думаю, что внедалеком будущем эхо силовой операции еще нераз напомнит осебе вНардаране, Гяндже, Талышии илезгинских районах.

Потому, что это непервый случай, когда коренные народы или традиционные приверженцы Ислама подвергаются подобным образом жестокому обращению состороны силовых структур позаказу из-за рубежа. Самое интересное вовсей этой ситуации то, что Саудовская Аравия несдержала свое обещание иопустила цены нанефть, врезультате чего вАзербайджане произошла инфляция. Высшая степень цинизма руководства Азербайджана вотношении своих граждан— коренных народов этой страны неможет неудивлять».

Прямолинейные, грубые инепродуманные действия азербайджанского правительства исиловых ведомств поотношению кихже соотечественникам будут стоить имслишком дорого, ипервые подтверждения данного тезиса уже имеют место. Сразуже после событий вНардаране, неменее 100 человек собрались намитинг под окнами Управления полиции Лянкяранского района, протестуя против произвола впоселке. Анеожиданное для большинства населения падение маната, резкий рост цен и, как следствие— сокращение доходов, создают соответствующее революционной обстановке социально-экономическое положение.

Если критическая ситуация для режима Ильхама Алиева еще иненаступила, тоона, подобно истине ввозобновившемся параллельно рассматриваемым событиям культовом сериале, «где-то рядом».

Антон Евстратов, преподаватель кафедры всемирной истории ирегионоведения РАУ специально для EADaily

Источник

Далее: Эффективность системного тромболизиса при остром тромбозе воротной вены у пациентов с циррозом печени

Понравился этот пост? Подпишись на рассылку

(Всего одно письмо в неделю, чтобы ничего не пропустить)