Новость30 ноября 2014, 10:45

Подлинный портрет литовца: какие мы на самом деле?

Литва, Нация, Человек, Социолог, Литовец
Подлинный портрет литовца: какие мы на самом деле?«Настоящий литовец первому встреченному иностранцу спешит заявить, что жизнь в Литве — собачья, а литовцы — неудачники, во власти — одни воры.

«Настоящий литовец первому встреченному иностранцу спешит заявить, что жизнь в Литве— собачья, а литовцы— неудачники, во власти— одни воры. Литовцы, как правило, склонны очень эффективно начинать каждую работу, и довольно плохо её завершать или оставлять незаконченной.

Часто такое встречается в спорте и политике.

Жители Литвы разделяют себя на «runkeliai» («свекла») и «элиту» (никто не может объяснить, что это такое, а версия словарей явно не подходит). В последнее время стала формироваться и третья категория – «брюссельская капуста». В период Олимпиады все категории населения единогласно поддерживали баскетбольную команду страны. Столица Литвы не Рига, как это обычно считают, а Вильнюс, который не является городом России.

Самый литовский город — Каунас. Его жители больше всех в стране любят слушать российскую поп-музыку.  Каждый гражданин Литвы — если не высококлассный баскетболист, то эксперт этого вида спорта. Разговор о баскетболе в Литве — это почти то же самое, что разговор англичан о погоде. Это ритуал, близкий к католической литургии. Художественный пролёт под мостами — второй самый популярный среди литовцев вид спорта.

Один литовец умеет очень хорошо летать, все остальные — пить за его здоровье. Ни один литовец не умеет играть в бейсбол, но многие из них овладели техникой точного удара бейсбольной битой. Самый популярный объект изобразительного искусства литовцев – Христос скорбящий («Rūpintojėlis»). Чаще всего эту фигуру, изображающую озабоченного Бога, вырезают из древесины. Зарубежные эксперты по традиционному выражению лица «Rūpintojėlis» установили, что со времён принятия христианства литовцы страдают от расстройств пищеварения – так гласил несколько лет назад существовавший в киберпространстве «Краткий путеводитель для прибывающих в Литву иностранцев».

Во всём разочаровавшийся, неустойчивый, ненадёжный, не избегающий алкоголя, насилия, лишённый ценностей и не скрывающий любви к русской культуре и языку — такие стереотипы тогда бытовали о литовцах. И хотя многие литовские специалисты спешат это отрицать, социолог Владас Гайдис признаёт, что определённые стереотипы о литовцах имеют основание. Улыбку скрываем ещё с советских времен «Попробуйте кого-нибудь спросить, как он живёт.

Ответ, будто этот человек живет очень хорошо, будет действительно редким. Например, в протестантских странах успех связан с ленью — если ты будешь усердно и честно работать, то не можешь потерпеть неудачу. Мы также принадлежим к посткоммунистическим странам, поэтому люди в нашей стране меньше улыбаются. Это может быть связано и с тем, что улыбающийся человек на улице в советское время выглядел подозрительно», — признаёт социолог.

Когда его спросили, по каким признакам можно узнать специфического литовца, В.Гайдис отметил, что часто, к примеру, женщину выдаёт и одежда. Когда в западных странах пожилые женщины подчеркивают свою сексуальность, литовки такое демонстрируют только по достижении совершеннолетия. Между тем, иностранку в Литве, по его заверению, можно узнать по солидному выражению лица и твёрдой походке – этих ценностей литовкам недостаёт. «Я не думаю, что мы можем найти объективные черты характера или ценности, которыми отличаемся от других стран.

Это могут увидеть только имиджмейкеры страны. Например, Эстония нашла своё направление, выделив букву «e» и назвавшись цифровой страной. Хотя я осмелился бы утверждать, что какие-нибудь Нидерланды или Финляндия в этой области добились больше, однако эту особенность они прекрасно выделили. Не так как литовцы — не интересные, поэтому нечем гордиться. Просто нам до сих пор не удаётся найти общий язык и строить мосты единства», — заверил социолог, подчёркивая эти два свойства как отличительные особенности литовцев.

Мы любим представлять себя нацией трудяг Он напомнил случай, когда создавали имидж Литвы и спрашивали, какие качества могут презентовать Литву. Тогда авторы стремились навязать обществу термин «смелая», но большинство литовцев гордились не мужеством, а трудолюбием. «Тем не менее, различия внутри страны выше, чем между отдельными странами. Например, учитель из Литвы и Африки будут более похожи, чем литовец-учитель и литовец-преступник.

Так что больше уникальности мы видим, когда говорить о какой-либо конкретной социальной группе, нежели о национальности», — отмечает В.Гайдис. Он сказал, что проведённые исследования показывают, что в глобальном контексте имиджа нашей страны выглядит не плохо — соседним странам мы кажемся очень привлекательными. Литовским культуре, людям, спорту и в целом одиннадцати свойствам они дали самые высокие оценки, но чем дальше на Западе живут респонденты, тем меньше они знают о Литве.

«Литву положительно оценивают и приезжающие сюда туристы. Можно было бы пошутить, что так потому, что они не читают нашу местную прессу, не смотрят телевидение, а потому не видят, кто кого застрелил или подкупил. Туристам нравятся аккуратные дороги, красивая природа, приветливые люди, мы сами часто забываем этим гордиться, всё видя через отрицательную призму», — подчеркнул социолог. Аукштайтийцы любят жаловаться, сувалкийцы — гордиться По его словам, современное общество должно гордиться не усердием, что больше отражалось в давние времена, когда мы были поколением пахарей и земледельцев, а наши девушки гордились красивыми цветниками, а не хитроумием.

К сожалению, это слово в его английском переводе «smart» в Литве имеет негативный оттенок. «При работе с современными технологиями хороший результат определяется уже не усердием, а хитроумие. Ведь теперь уже не обязательно работать по 10 часов. Но слово «хитрый» в Литве имеет очень негативный оттенок. Это как антипод усердия.

Конечно, гордиться трудолюбием не так уж плохо. Ведь, например, русские о себе никогда не скажут, что они трудолюбивы. Если литовцам так нравится говорить, что они трудолюбивые, пусть их. Но в общем контексте это уже несколько устаревший факт», — подчеркнул специалист. По его словам, различия характера можно наблюдать и в различных регионах Литвы. Аукштайтийцы более склонны охать.

В их среде естественно звучат слова «горемыка», «бедолага» и т.п. Между тем жители Сувалкии длительное время находившиеся под влиянием немцев, больше любят хвастать и гордиться своими возможностями, способностями. Жемайтийцы — замкнутые и настроены по-боевому. «Литовцы – добросердечные люди. Обратите, в частности, внимание, сколько денег они жертвуют в случае несчастья. Я думаю, что мы должны стараться быть более оптимистичными, уверенными в себе и верить в светлое будущее», — заверяет социолог.

Литовцы — нечто среднее между русским и немцем Именуемый отцом психотерапии Литвы Александр Алексейчик-Киринов более 50 лет работает с приходящими к нему литовцами. Однако на просьбу создать психологический портрет нашего соотечественника, психотерапевт заверил, что это — очень сложно. «Литовцы слишком мало о себе говорят и часто даже не чувствуют себя сильной нацией. Они скромны, замкнуты, робкие, не уверены в себе, в своих соотечественниках, и боятся высказать своё мнение, склонны к внутренней жизни.

Иногда мне кажется, что литовцы зачастую являются недостаточными литовцами. Они слишком мало контактируют с другими народами и друг с другом. А для того чтобы понять, кто ты есть, необходимо постоянно сравнивать себя с другими. Литовцам именно такого сравнивания и не хватает — они с исторических времен слишком мало смотрят на себя через отражение других людей», — убеждён специалист. Он заверил, что считает, что литовцы по своему характеру представляют собой «нечто среднее между русским и немцем».

Тем не менее, А.Алексейчик-Киринов отмечает, что, невзирая на все исторические обстоятельства, которые должны были сформировать сильный характер, мы не слишком энергетически сильная нация. «Мне кажется, что прежде, при большевиках, мы были более сильной нацией. Теперь мы являемся нацией, которая слишком много поддаётся влиянию Европы, других народов и истории. Я помню времена, когда на всей улице только у нас был телевизор, а теперь воздействие массовых коммуникаций огромно, поэтому мы забываем о настоящем общении», — отмечает психотерапевт А.Алексейчик-Киринов.

Мы не умеем выстраивать приоритеты По его словам, задача нашего народа заключается в выявлении своей тождественности, и представлять свою нацию и самого себя. «С этой задачей сталкиваются и другие народы. Теперь все хотят изучать английский язык, уехать из Литвы — мы не умеем гордиться своей нацией. Маленькой нации иметь большую армию или безумно высокого уровня культуру, что придаст уверенности в себе и поможет найти область, которой мы действительно сможем гордиться, сложно.

Но мы можем добиться, чтобы каждый из нас крепко стоял на своих ногах и на своей земле, а не был бы более независимым, с кем-то ссорился, воевал. То же самое относится и к толерантности, слабый и трусливый человек не может быть терпимым – для этого необходимо иметь сильную основу. Толерантный человек должен уметь местами быть и нетерпимым, в противном случае это просто слабый, а не терпимый человек», — акцентирует психотерапевт. Мы, по его мнению, не умеем гордиться своим народом и потому, что неправильно размещаем приоритеты.

В Литве больше внимания уделяется человеку, которому повезло больше, чем тому, кто всего добился самостоятельно. «Люди должны знать и понимать, что как трудно стать святым, так и трудно стать настоящим литовцем. Настоящий литовец — не тот, кто вместе с оркестром прошёл по проспекту Гядиминаса или пел в парке Вингис. Разумеется, это красиво и нужно, но слишком мало», — заверяет А.Алексейчик-Киринов.

Предлагает не жить прошлым, а стараться в настоящем По его словам, найти силы в своей национальной идентичности мы должны извлечь из уроков прошлого, как нам советует Национальный гимн. «Настоящего не бывает без прошлого. Наша жизнь и наша история похожа на поток, что ведёт в будущее. Мы обязаны знать свою историю, но мы должны делать упор на настоящее. Литва была такой великой потому, что мы были очень дружелюбны к другим народам.

Мы объединяли народы не грубой силой, но через дружбу и свадьбы. Мы были дружелюбны, но не подлизывались к другим», — напомнил психотерапевт. По его словам, чтобы стать гордящимся не только прошлым, но и настоящим народом, мы должны быть трудолюбивыми и труд считать более важной ценностью, нежели заработок. «Это не должно быть только лозунгом.

Когда человек спешит и старается заработать как можно больше, он не может быть счастлив. Мы должны понимать, что работа — довольно трудное дело, и мы должны работать до той поры, когда труд станет радостью. Не бойтесь будущего, оно ложно. И не бойтесь прошлого, оно точно не истинно. Только настоящее может сделать и прошлое, и будущее реальным. Поэтому необходимо приложить усилия, и работать на наше настоящее», — призывает А.Алексейчик-Киринов.

Перевёл Владимир ВАХМАН, «Обзор»

Источник

Далее: Эффективный подъем без стресса: дневник сна по рекомендации психолога Екатерины Булгаковой

Понравился этот пост? Подпишись на рассылку

(Всего одно письмо в неделю, чтобы ничего не пропустить)