Покушение на узбекского диссидента будоражит Швецию
Назаров, Швеция, СУД, Узбекистан, Убийство
Суд в Швеции оправдал мужчину и женщину из Узбекистана, которые обвинялись в пособничестве при подготовке убийства, напоминающего тайные операции времен холодной войны. Суд города Эстерсунд на севере Швеции постановил, что в деле было недостаточно улик, чтобы доказать причастность этой пары к покушению на узбекского диссидента Обид-кори Назарова. Этот мусульманский богослов хорошо известен в Узбекистане как ярый критик властей.
Суд в Швеции оправдал мужчину и женщину из Узбекистана, которые обвинялись в пособничестве при подготовке убийства, напоминающего тайные операции времен холодной войны.
Суд города Эстерсунд на севере Швеции постановил, что в деле было недостаточно улик, чтобы доказать причастность этой пары к покушению на узбекского диссидента Обид-кори Назарова.
Этот мусульманский богослов хорошо известен в Узбекистане как ярый критик властей.
В Назарова стреляли в конце феврале, он был ранен в голову и до сих пор находится в коме.
Покушение на 54-летнего Обид-кори Назарова всколыхнуло Стремсунд – маленький городок, население которого насчитывает несколько тысяч человек.
Этот город, находящийся в 600 км к северу от Стокгольма, привлекает туристов красотами природы. До последнего времени идея убийства по политическим мотивам была здесь понятием непривычным.
Но сейчас все изменилось.
В Стремсунде проживают сотни беженцев из Узбекистана.
Почти все они — мусульмане, вызвавшие гнев узбекских властей тем, что следовали своей религии вне рамок жесткого государственного контроля.
Правозащитники обвиняют Узбекистан в преследовании и лишении свободы тысяч мусульман, которых представляют экстремистами, стремящимися свергнуть правительство и создать исламское государство.
Обид-кори Назаров известен своими независимыми взглядами. В результате с момента приезда в Швецию в 2006 году он опасался, что «длинная рука» узбекских спецслужб может найти его и там.
Назаров прибрел популярность в качестве независимого консервативного имама в Ташкенте в начале 1990-х.
Его пронизанные эмоциями проповеди касались социальных и экономических проблем и прав человека.
Популярность Обид-кори Назарова росла, у него появились тысячи последователей, но администрация президента Ислама Каримова решила, что он представляет угрозу для светского режима в Ташкенте.
В 1998 году был выписан ордер на его арест по обвинению в экстремизме, из-за чего Назаров был вынужден укрываться в соседнем Казахстане до тех пор, пока восемь лет назад Верховный комиссариат ООН по делам беженцев не присвоил ему статус беженца.
После прибытия в Швецию Назаров беспрестанно подвергал критике узбекские власти за преследования простых мусульман.
В ответ официальный Ташкент продолжал изображать его в качестве врага государства, обвиняя его в планировании взрывов в Узбекистане и в том, что он является духовным лидером Исламского движения Узбекистана, которое США считают террористической организацией.
Назаров всячески отрицал это. Узбекские беженцы, оказавшиеся с ним в Швеции, утверждают, что он и там постоянно получал угрозы.
Когда в 2011 году в России был убит активист узбекской оппозиции Фуад Рустамходжаев, Назаров обратился к шведским властям с просьбой о защите.
Полиция заверила его, что ему ничто не угрожает.
Суд подверг критике бездействие правоохранительных органов, заявив, что человек со статусом беженца не получил необходимой защиты в стране, которая должна была его охранять.
Судья был осторожен в комментариях по поводу тех, кто организовал покушение, сказав, что попытка убийства Назарова была, судя по всему, связана с его политическими взглядами и является делом рук организации, находящейся за пределами Швеции.
Адвокат семьи Назарова Йохан Рейнер был более прямолинеен. «Очевидно, что покушение осуществлялось по приказу спецслужб Узбекистана», — сказал он в интервью Би-би-си.
Судебное разбирательство вызвало большой резонанс в шведских СМИ.
Заседания суда транслировались по государственному телевидению, ход процесса широко освещался в газетах.
Последователи Назарова, преодолевавшие каждый день 100 км из Стремсунда в Эстерсунд для присутствия на суде, надеются, что настоящий убийца будет найден.
Прокурор заявил о намерении опротестовать решение суда.
Однако, каков бы ни был исход апелляции, истинная история покушения на Обид-кори Назарова, скорее всего, так и не будет раскрыта.