Популярный химикат в разы повышает риски паркинсонизма
Трихлорэтилен, который активно используется в российской промышленности, не только является канцерогеном, но и поражает мозг.Многие люди боятся страшной «химии», которой якобы наполнены многие продукты и даже вещи (и конечно, вакцины). Как водится, опасность при этом поджидает совсем не с той стороны. В новом исследовании, опубликованном в JAMA Neurology, авторы показали, что популярный химикат в разы повышает риски развития болезни Паркинсона. То есть ЗОЖ и ПП не помогут вам прожить старость здорово, если вы постоянно экспонированы к этому веществу и окажетесь в числе «счастливчиков», у кого оно приведет к печальным последствиям.
Ученые давно подозревали, что трихлорэтилен (ТХЭ) — летучая жидкость, которая используется в огромном количестве промышленных процессов, от химчистки одежды до обезжиривания металлов, — не только канцероген, но еще и может повышать риски развития паркинсонизма. Однако до недавнего времени им не удавалось убедительно показать эту связь. Потому что, хотя людей с Паркинсоном много, про абсолютное большинство из них мы понятия не имеем, находились ли они в какой-то момент жизни под воздействием того или иного потенциально опасного вещества. И они сами тоже не знают.
Но бывают ситуации, когда нам точно известно, что в организм людей долго попадали подозрительные субстанции. Именно так случилось с гигантской базой и тренировочным лагерем ВМС США Кэмп Леджун (Camp Lejeune). C 1953 по 1985 годы вода, которой мылись и которую пили обитатели базы (а с учетом семей это от 1 до 2 млн человек), была загрязнена всевозможными химическими соединениями: их содержание в десятки, сотни, а то и тысячи раз превосходило допустимые нормы. Одним из таких соединений был ТХЭ, которого в воде, поступавшей на базу, было в 70 раз больше, чем предписывают ПДК.
Повышение частоты случае паркинсонизма у военных, проходивших службу в Кэмп Леджун, исследователи заметили давно, но подтвердить могли только на небольшом близнецовом исследовании, в котором у братьев, служивших на злополучной базе, паркинсонизм развивался чаще, чем у не служивших. Сейчас та же группа представила результаты сравнения частоты паркинсонизма и его возможных ранних признаков у военных, бывших в годы загрязнения в Кэмп Леджун, и у военных с другой базы ВМС, Кэмп Пендлтон, где с водой все было в порядке. У первых болезнь Паркинсона развивалась на 70% чаще, чем у вторых.
Авторы работы уверены, что это именно ТХЭ, а не какой-нибудь другой химикат провоцировал паркинсонизм у военных в Кэмп Леджун. На животных было неоднократно показано, что экспонирование к ТХЭ приводит к тому, что они перестают нормально двигаться и у них поражаются те же части мозга, что и у людей с паркинсонизмом. Более того, мы в общих чертах понимаем механизм воздействия ТХЭ: по всей видимости, один из его метаболитов, TaClo, специфически нарушает работу митохондрий в нейронах черного тела — области в мозге, которая производит дофамин. Нехватка дофамина и приводит ко всем тем нарушениям, которые мы наблюдаем при паркинсонизме.
Разумеется, для того, чтобы окончательно доказать связь между ТХЭ и паркинсонизмом, нужны еще исследования. Возможно, после публикации этой работы ученым будет проще получить под них финансирование — до сих пор гранты выделялись неохотно. Дополнительная сложность заключается в том, что в США и Европе использование ТХЭ запрещено — но зато в других частях мира это вещество с каждым годом применяют только активнее. В том числе в Китае и, по всей видимости, в России — как минимум, в РФ его использование не уменьшается. Список областей, где работники получают большие дозы ТХЭ, огромен: тут и металлообработка, и военная промышленность, и химчистка, и фарминдустрия, и кожевенное производство, и текстильные предприятия, и много чего еще.
Хуже того — ТХЭ отлично проникает в грунтовые воды и почву, распространяясь на километры, и, как радон, испаряется оттуда, загрязняя воздух в зданиях, построенных на загрязненных участках. Причем это может происходить годами: например, в одном из самых богатых городов США, калифорнийском Ньюпорт-Бич, где средняя цена дома составляет почти$7 млн, целый квартал был построен на месте бывшей аэрокосмической компании. И теперь жителям домов приходят «письма счастья» от Совета по контролю за качеством воды, сообщающие, что в воздухе их многомиллионных резиденций превышено содержание ТХЭ, и людям надо либо искать новый дом, либо устанавливать системы очистки воздуха. Впрочем, будем честны, превышение небольшое, но все равно неприятно.
Telegram-канал биолога Ирины Якутенко «Безвольные каменщики»
(Всего одно письмо в неделю, чтобы ничего не пропустить)