«Постковидный синдром»: как человечество переживет следующую пандемию?
С коронавирусом мы справились плохо. Поэтому новая инфекция может унести еще больше жизней.Пока у нас тут вот это всё, ВОЗ отменила состояние global health emergency, то есть чрезвычайной ситуации по случаю ковида. В практическом смысле это решение мало что меняет, так как большинство стран уже давно и так отменили все коронавирусные ограничительные меры и воспомоществования вроде бесплатного тестирования. Но как обязательная символическая декларация такое заявление, конечно, must.
Опять же, хороший момент еще раз оглянуться и оценить, как мы — как человечество — справились с ковидом. И ответ тут неутешительный: плохо справились. Хотя официально число погибших от ковида — 6,9 млн, глава ВОЗ Гебресиус озвучил консенсусную цифру в 20 млн. Разница в три раза объясняется колоссальной недорепрезентацией количества смертей: например, в Египте она оценивается в 12 раз, в Иране — в 8, в Беларуси — в 13.
Столько людей погибло не просто так. Несмотря на колоссальные фармакологические и медицинские успехи — эффективные и безопасные вакцины и надежные протоколы лечнния были выработаны за год, — мы все три года ковида наблюдали пещерное антивакцинаторство и недоверие к медицине в целом, нелогичную и импульсивную политику властей, плохое информирование людей, чрезмерное закручивание гаек или, наоборот, отказ от любой ответственности за смерти граждан, слишком медленную реакцию в начале и одновременно слишком долгий отказ снимать меры, когда все уже закончилось.
Парадоксальным образом ковид, вместо того чтобы показать людям мощь современной медицины, обострил недоверие к ней и укрепил позиции антивакцинаторов. Отчасти это произошло потому, что власти не справились с задачей грамотно доносить до людей, что происходит, и почему, например, сначала всех поголовно заставляли прививаться, а теперь как будто вообще забили на эту тему, и люди не могут выяснить, надо ли им делать очередной бустер.
Если что, тут нет ничего странного: в начале пандемии штаммы были «злее», а коллективного иммунитета не было, поэтому его нужно было срочно создавать, прививая всех. Теперь и штаммы реже дают тяжелое течение, да и примерно 100% всех, кто старше трех лет, имеют иммунитет, поэтому регулярно вакцинировать всех до одного больше не обязательно.
Отчасти причина отката к средневеквым представлениям о медицине — следствие отказа государств от жесткого контроля в сфере здравоохранения, в том числе и авторитарных государств, см. Россию. При этом в той же России, Польше или некоторых штатах США к вакцинации отношение одно — «не будем никого заставлять», — а к абортам, например, оно стремительно движется к противоположному полюсу — «все запретим». То есть по итогу вместо внедрения в практику результатов многолетних исследований политику здравоохранения все больше определяют примитивные представления о «богопротивности» — в таком разрезе запрет абортов и отказ от вакцинации оказываются логичными и не противоречащими друг другу.
Тут можно было бы много чего еще написать, но и без того тошно. Так что порадуемся окончанию острой фазы пандемии ковида, ее переходу в эндемию и тому, что никакой новой дряни пока не образовалось. Потому что с ней, очевидно, мы будем вести себя так же бездарно, как и с коронавирусом. А никто не давал гарантий, что новое что-то унесет не 20 миллионов жизней, а, например, 220.
Telegram-канал биолога Ирины Якутенко «Безвольные каменщики»
(Всего одно письмо в неделю, чтобы ничего не пропустить)
-
stumari
Мы должны быть активными, тогда мы и со следующими пандемиями справимся.
-
neuron
Человечество должно извлечь опыт из этой пандемии, иначе опять ничему не научимся.
-
lyapinkkk
Боюсь все из-за антиваксеров, эта пандемия - последствия не привитого населения.