Предновогодние психозы в эпоху постнормальности: от гипомании до «дед-инсайдерства»
Происходящие в обществе изменения по-разному влияют на 3 возрастные группы, отмечаетTelegram-канал «Наивная политология».Предновогоднему периоду свойственно определенное повышение нервозности населения, однако в этом году можно фиксировать более необычные изменения в поведении людей, не имеющие отношение к грядущим праздникам. Спецоперационная постнормальность сказывается на психическом здоровье россиян, и без того ослабленном двумя годами пандемии, о чем свидетельствует статистика.
Начинает сказываться дефицит антидепрессантов и транквилизаторов, многие отмечают уменьшение общего числа употребляющих алкоголь граждан, но усиление алкоголизации отдельных лиц (этанол — депрессант и несовместим с большинством антидепрессантов).
Однако есть существенная разница в том, как изменения влияют на разные группы граждан — в первую очередь полезно обратить внимание на разницу в поведении различных возрастных групп.
В старшей возрастной группе распространение получила гипомания — ажитация, восторженность, уменьшение эмпатии, неоправданное чувство благополучия, затрудненность в сосредоточении и самокритичности, расстройства памяти, усиление самозащитных реакций, импульсивность, безрассудность. В худших ситуациях гипомания прогрессирует до мании с бредом величия, отягченным отрицанием вины и ответственности. Важно понимать отличие бреда величия при маниакальном расстройстве от других бредовых расстройств — здесь истории могут не иметь явную фантастичность, как при шизофрении, сохранять смысловую связность, реальные привязки и даже логику, часто продиктованную профессиональной деформацией или информационным окружением субъекта.
В средней возрастной группе наиболее распространены депрессивные расстройства: потеря интереса к жизни, апатия и снижение активности, а также различные формы неврозов, включая неврастению, характеризующуюся истощением нервной системы, проявляющейся как в повышенной утомляемости, так и в агрессивном поведении. На фоне стресса усиливаются и иные заболевания: фобии, ПТСР и ОКР, у людей с устойчивой психикой проявляются психосоматические симптомы.
Все логично: поколение 25-40-летних сегодня проходит через то же, через что старшее поколение проходило в 1991 году, — полный слом привычного уклада жизни с повышением агрессивности и непредсказуемости среды. Лица среднего возраста в наибольшей мере восприимчивы к изменениям, будь то утрата рабочего места, обеднение, разговоры о переделе собственности и повышении призывного возраста, изменение привычек, мобилизация. Данная группа имеет наибольшее значение для экономики и демографии страны, и принося их интересы в жертву старшему поколению, государство может лишиться потенциала консервации кризиса.
Спокойнее других на изменения реагирует молодежь, ведь адаптивность — отличительное свойство молодого разума. Постоянный, но скрытый конфликт с системой, обход ее правил и принципов характерен для учащихся или студентов и не является чем-то, выходящим за грани нормальности. По этой причине молодое поколение часто выступает в роли медиатора конфликта между экзальтированным старшим и невротизированным средним поколением, порой неспособными общаться друг с другом без посредников.
Ценности молодежи уже сформированы предшествовавшей культурой нормальности. Поэтому, за редким исключением, данная группа ближе ментально к лицам среднего возраста, но, так как происходящее в меньшей мере касается ее лично, реже травмирована и невротизирована. Хотя общее состояние нестабильности усиливает уже присутствующие отклонения, а конфликты в обществе способствуют радикализации молодежи.
Для молодежи естественен протест, и наиболее любопытная новация в данном направлении — протест против молодежности в рамках радикальных субкультур: своеобразное «дед-инсайдерство» с подражанием гипомании старшего поколения.
Подобная разница указывает на масштабы поколенческого конфликта в обществе, и в случае продолжения движения по заданному вектору многие проблемы, в настоящее время доминирующие на внутрисемейном уровне, имеют потенциал прорваться наружу.
Telegram-канал «Наивная политология» — для Telegram-канала «Кремлевский безбашенник»
(Всего одно письмо в неделю, чтобы ничего не пропустить)