Президентские выборы в Грузии: как разделятся голоса армянской общины?

В Грузии 27 октября проходит голосование по президентским выборам.
Текущий избирательный процесс как для Грузии, так и соседних государств, имеет важное значение, поскольку подходит к концу эпоха правления команды пока еще действующего президента Михаила Саакашвили. На прошедших в 2012 году парламентских выборах партия Саакашвили «Единое национальное движение» проиграла блоку миллиардера Бидзины Иванишвили и перешла в оппозицию. После соответствующих конституционных реформ и в результате перехода Грузии к парламентской форме правления президентская гонка в общественном понимании потеряла свою бывшую значимость.
Победив на парламентских выборах, новое правительство Грузии пошло на несколько действенных шагов по ослаблению контроля силовых структур особенно в регионах, преимущественно населенных национальными меньшинствами.
Правительство Иванишвили объявило также расширенную амнистию и выпустило на свободу политических заключенных, в том числе общественного активиста из преимущественно армянонаселенного региона Самцхе-Джавахети (армянская версия — Джавахк — ред) Ваагна Чахаляна. В новой ситуации у нацменьшинств, особенно армянской общины Грузии, возникла надежда на решение назревших перед нею проблем — возвращение армянских церквей Грузинской епархии ААЦ, наделение епархии юридическим статусом, восстановление в (армянских) школах количество часов преподавания армянского языка и литературы и наконец наделение армянского языка статусом регионального в Джавахети.
Однако ни одна из указанных проблем по объективным или субъективным причинам пока не решена. Часть экспертов считает, что грузинское руководство пойдет на поэтапное решение этих вопросов после окончательного ухода Саакшвили, ибо он всегда ставит «палки в колеса» новой власти.
Другая часть не разделает указанный оптимизм и считает, что даже при желании грузинское руководство не сможет решить, скажем, проблему «спорных» церквей, поскольку опасается резкой реакции Грузинской православной церкви (ГПЦ), у которой достаточно сильные позиции в грузинском обществе.
О том как могут разделиться голоса армянской общины Грузии на этих выборах, какой из кандидатов для общины является самым приемлемым, с кем они связывают надежды по решению своих проблем, мы решили поговорить с представителями армянской общины в Тбилиси и Самцхе-Джавахети. Тем не менее, как и в предыдущих выборах у армянской общины Тбилиси нет особых предпочтений в отношении кого-то из кандидатов конкретно.
«Это в первую очередь обусловлено отношением самих кандидатов к проблемам армянского населения страны. На лицо игнорирование реальных проблем, волнующих армянскую общину. В ходе избирательной кампании мы убедились, что ни у кого из 23 кандидатов нет четкого видения решения этих задач. Даже кандидаты, признающие наличие этих проблем, говорят о том, что по причине сложности темы не стоит ожидать их решения в ближайшие годы», — заявил в беседе с корреспондентом ИА REGNUM член правления общественной организации «Община армян Грузии» Александр Оганян.
По его словам, сложно сказать, как проголосует насчитывающая около 80 тыс. человек армянская община Тбилиси.
«Община неоднородна, многие ее представители пассивны, оторваны от жизни общины, не участвуют в решении важных для нее проблем. В связи с этим очень сложно сказать, как они проголосуют на этих выборах. В этом плане Тбилиси всегда отличается от других регионов. Это большой город со своими особенностями и проблемами, и здесь традиционно выигрывала выборы оппозиция. На этот раз произойдет некоторое отклонение, поскольку действующая оппозиция — это бывшая власть, которая была крайне не популярна в Тбилиси», — подчеркнул он, добавив, что президентские выборы в плане разделения голосов армянской общины потеряли былую значимость, поскольку по итогам конституционных реформ полномочия президента были достаточно урезаны.
«Еще несколько лет назад президент фактически контролировал все основные внутриполитические и внешнеполитические процессы. Его функции сокращены, и мы понимаем, что избирается лицо, которое обладает преимущественно представительскими функциями во внешней политике, и он не может играть существенную роль во внутренней политике, влиять на парламент и пр.», — напомнил он, добавив, что армянская община все это «прекрасно понимает».
С другой стороны, как считает представитель армянской общины Тбилиси, в программах кандидатов в президенты не отражены проблемы, касающиеся армянской общины. «Вместо этого они включили в свои программы положения и вопросы, которые выходят за рамки их полномочий.
Впечатление, что они собираются стать не президентом, а премьер-министром», — сказал Александр Оганян.
По его словам, большая часть армянской общины Тбилиси, будучи не заинтересованной жизнью общины и политикой в целом, будет голосовать примерно так, как рядовые граждане Гузии. Иными словами, национальные проблемы для них находятся на третьем или четвертом месте. «На протяжении последних лет со стороны властей были предприняты меры по отключению большей части армянской общины от активной гражданской жизни.
Наглядным примером тому является то, что на сегодняшний день у общины нет ни одного представителя в мэрии и городском совете Тбилиси. Это свидетельствует о двух проблемных моментах. Первое, грузинское руководство не желает видеть представителей нацменьшинств, в данном случае армянской общины даже в таких органах власти, как городской совет и мэрия. Второе, большая часть армянской общины не воспринимает такой уклад в качестве проблемы»,- подчеркнул Оганян, добавив, что разделение голосов армянской общины в нынешней ситуации нельзя предсказать.
«Даже сторонник Саакашвили кандидат в президенты Давид Бакрадзе может рассчитывать на голоса некоторой части армян в Тбилиси и Джавахке.
Здесь большую роль играют и личные интерсы», — сказал Оганян. Он сообщил, что в настоящее время в Тбилиси действует только одна армяноязычная школа и две армянских сектора в грузинских школах. На протяжении прошедших 9 лет в Тбилиси были закрыты 8 армянских школ, а на сегодняшний день по всей Грузии, согласно данным Минобразнования, действуют 110 армяноязычных учебных заведений, из них 29 в виде секторов.
Обращаясь к теме решения «церковной проблемы», Оганян подчеркнул, что при наличии политической воли власти этот вопрос давно могли быт решить. «При наличии политической воли власти вопрос можно решить, и не думаю, что при таком раскладе ГПЦ сильно будет возрожать.
Этот вопрос сейчас обсуждается в рамках созданной комиссии с участием Министерства культуры, ГПЦ и грузинской епархии ААЦ. Однако для армянской общины Тбилиси вопрос церквей не является жизненно важной проблемой. Нас сейчас интересуют более важные проблемы — это представительство общины в органах власти, чтобы наши интересы, в том числе церковные, наконец-то, учитывались в этой стране. Если власти это поймут в рамках демократических преобразований, тогда и проблему церквей можно будет легко решить.
На сегодняшний день решение церковной проблемы находится на том уровне, на котором оно было еще год назад. Существенных подвижек нет», — обобщил Оганян.
Самцхе-Джавахети, где проживающие армяне согласно официальным данным на выборах почти всегда выступали за власть, и на этот раз может «не нарушить традицию». «Я не согласен, что армяне Джавахка всегда голосовали за власть.
Просто никогда итоги выборов в Дажвахке по настоящему не отражали реальные настроения жителей региона», — заявил в беседе с корреспондентом ИА REGNUM координатор совета армянских общественных организаций Самцхе-Джавахети Артак Габриелян, добавив, что на этих выборах по всей Грузии согласно данным соцопросов лидирует кандидат от правящего блока «Грузинская мечта» Григори Маргвелашвили. «Думаю, что здесь есть логика, поскольку действующие власти за год правления достаточно улучшили социальное положение в стране.
В первую очередь имею в виду предоставление сельскохозяйственных ваучеров, повышение зарплат и пенсий, а также то, что роды стали бесплатными», — подчеркнул наш собеседник.
Между тем, как заметил Габриелян, многие проблемы армянского населения Грузии остались нерешенными. «Действующие власти обещали решить их во время парламентских выборов 2012 года. В этом плане, на этих выборах жители Джавахка большей частью настроены за кандидата власти.
За последний год существующее двоевластие в Грузии и внутриполитическое напряжение стали препятствиями для решения многих важных проблем, касающихся образования, языка, социальной сферы, религии и политики. Речь идет о всех тех проблемах, которые решаются в рамках международных законов, касающихся национальных меньшинств. Из них я бы хотел подчеркнуть, Рамочную конвенцию национальных меньшинств, которая была подписана в 1999 году, но до сих пор она не ратифицирована»,- заключил наш собеседник.
Подготовил Аршалуйс Мгдесян
Источник: www.regnum.ru
(Всего одно письмо в неделю, чтобы ничего не пропустить)
