«Самая тяжелая работа». Сколько стоит написать икону

В первую пятницу после Пасхи православные верующие вспоминают явление Богородицы византийскому императору Льву. Его изображают на иконе «Живоносный источник», одном из самых почитаемых образов Божией Матери.
Чем сегодня живут иконописцы и почему так дороги мерные иконы — в материале РИА Новости.
По преданию, будущий император Византии Лев встретил слепца в роще у источника, знаменитого своими чудесами. Усадив калеку под деревьями, пошел набрать для него воды и услышал женский голос: «Лев! Не ищи воды далеко, она здесь близко». Удивился, поискал воду, но не нашел.
Когда он прекратил поиски, раздался тот же голос: «Царь Лев! Пойди под сень этой рощи, почерпни воды, которую там найдешь, и напой ею жаждущего. Тину же, которую найдешь в источнике, положи на его глаза. Потом ты узнаешь, кто Я, освящающая это место».
Слепец прозрел и пошел, славя Богоматерь. В 457 году Лев I, став императором, приказал очистить источник и построить над ним храм.
«Иконописец — это слишком круто.
Мы просто изографы (изография — точное воспроизведение. — Прим. ред.)», — смеется московская художница и иконописец Наталья Каленчук, воспитанница иконописной мастерской при Сретенском монастыре. На вопрос, сколько сейчас настоящих мастеров, отвечает со вздохом: «Пруд пруди. Их печатают с большой скоростью и в большом количестве».
Сколько зарабатывает иконописец? «То густо, то пусто». По словам собеседницы, может быть и «ноль рублей», а может — и несколько десятков тысяч.
«Я всегда говорю заказчику: если для него мой труд очень дорог, сделаю скидку. Потому что когда работа интересная, если человеку очень хочется или очень надо, душа у него горит, — как я скажу, что надо вот столько денег, и все? Я так не могу», — объясняет она.
Один из главных трендов современного иконописания — так называемые мерные, или ростовые, иконы. Они же — самые дорогие.
Мерные иконы писали для царей, когда у тех рождались дети, — в рост младенца. В наше время традицию вспомнили и развили. Доска для таких икон изготавливается заранее, «под размер».
«Когда держишь ее в руках, возникает чувство, что держишь младенца», — говорит Наталья.
Иконописец Казанского храма города Орска Ольга раньше работала художником-модельером. Однажды священник попросил ее сделать эскизы богослужебных облачений.
А потом — расписать храм.
Сегодня среди ее заказов больше всего образов Богородицы. Мерные иконы Ольга тоже пишет, но редко. «В год, может быть, две. Как правило, просят написать не святого, в честь которого крестили ребенка, а именно Богородицу. Берем по пять тысяч. Однажды батюшка привез человека, который сказал: хочу заплатить десять, обет такой дал. Тяжело было брать», — рассказывает Ольга.
Ей часто говорили, что она даже не представляет, какие деньги могла бы заработать.
Настоятель орской Казанской церкви священник Максим Бражников уверен, что непонятная для многих традиция освящения храмов в честь тех или иных событий — очень хороший способ для многих прихожан осознать «связь с Богом».
Иначе, по его словам, жить совсем грустно.
(Всего одно письмо в неделю, чтобы ничего не пропустить)
