«Самый ценный наш мусор — это пластиковые бутылки»
СОБРАТЬ, НО НЕ СМЕШИВАТЬ Могилевский завод утилизации бытовых ресурсов (ЗУБР)— это то место, куда со всего города свозят мусор, чтобы потом сортировать его, упаковывать и продавать для дальнейшей переработки.— У каждого водителя мусоровоза есть путевой лист, в котором указан маршрут. Согласно ему он собирает из разного цвета контейнеров мусор в городе.
В контейнеры зеленого цвета собирают бумагу, в желтые — пластик, в синие — стеклянные отходы.
Смешивать отходы из разных контейнеров нельзя, — объясняет главный инженер МГКУ «Спецавтопредприятие» Владимир Зятьков, пока мы идем к самому большому цеху завода — тому самому, где находится приемное отделение. Рабочий день водителя мусоровоза начинается в 7 утра. Маршрут рассчитан на 3 — 4 рейса. Каждый день на завод привозят около 220 т мусора со всего города, включая раздельный сбор, чтобы доставить его сюда нужно 30 — 40 машин.
К приемному отделению как раз подъезжает мусоровоз и выгружает мусор — обычные бытовые отходы, которые собирают в контейнеры, установленные по всему городу. Тут же мусор поступает на конвейер, который подает его в сортировочный цех. — Прежде чем попасть на сортировку, мусор проходит через разрыватель пакетов — сейчас ведь многие выбрасывают мусор в пакетах, от них нужно избавиться, — объясняет Владимир Зятьков. — Пакеты мы, кстати, не выбрасываем, а тоже отсортировываем.
«НАШИ ЛЮДИ ЦЕННОЕ НЕ ВЫБРАСЫВАЮТ» Мусор поступает на сепаратор, который его просеивает: тяжелый мусор — металл или картон — оседает, а пищевые отходы попадают в специальный контейнер (они идут потом на производство биогумуса). То, что остается после сепаратора, поступает на линию сортировки, где мусор сортируют вручную. На линии сортировки работает 38 человек, в основном женщины, которые обеспечены резиновыми перчатками и респираторами.
Коммунальные отходы сортируются на полиэтилен, пластиковые бутылки, бумагу, стекло и т.д. Сортировщики отбирают все, что можно потом переработать. То, что нельзя, — уходит по ленте дальше, попадает в специальный контейнер, этот мусор прессуют и увозят на полигон бытовых отходов, то есть на свалку. К слову, до появления в Могилеве ЗУБРа на свалку свозили все, что оказывалось в мусорных контейнерах, не сортируя и не разбираясь, можно ли что-нибудь использовать второй раз. ЩЕТКИ ИЗ БУТЫЛОК И ТРУБЫ ИЗ ПАКЕТОВ ДЛЯ МУСОРА Рассортированные вторичные материальные ресурсы упаковывают и продают другим предприятиям.
Например, бумагу прессуют на специальном прессе и отправляют на бумажные фабрики, а стекло измельчают на осколки и увозят на стеклозаводы. Например, полиэтиленовую пленку на заводе ЗУБР перемалывают в труху, засыпают в экструдер, который превращает эту труху в гранулы. — Гранулы отправляются на завод, который делает из них трубы для канализации, — объясняет Владимир Зятьков. Владимир Викторович проводит меня в цех, где монтируется новое оборудование.
— Пластиковые бутылки — это самый ценный наш мусор. Не так давно ушла целая фура на Литву. Надеюсь, что в скором времени начнем перерабатывать ее сами — сейчас как раз готовим к работе собственную линию по переработке ПЭТ-бутылок, — делится он планами. На новом оборудовании пластиковые бутылки можно будет измельчить в стружку, которую здесь называют «флекса». Из флексы здесь же будут делать мононить, которую потом можно использовать для дорожных щеток и веников или для садовых тримеров.
— В целом наши люди активно пользуются контейнерами, установленными для раздельного сбора отходов, стараются не смешивать, но вот с пластиком — беда. В контейнеры для ПЭТ выбрасывают все подряд: не только пластиковые бутылки, но и банки из-под бытовой химии, и лоточки, в которых продается курица или фрукты, и старые пластиковые игрушки — не понимают, что это совершенно другой пластик, — сетует Владимир Зятьков. — Приходится его опять сортировать.
Но даже несмотря на это, после того как мы поставили в городе контейнеры, сортировать мусор стало проще. — Чего-чего, а мусора у нас в городе хватает, — смеются рабочие. ЧТО НЕ СЪЕЛИ — СКОРМИЛИ ЧЕРВЯМ Продукты, которые могилевчане выбрасывают в контейнера, тоже не пропадают — мы идем в цех, занимающийся переработкой пищевых отходов. — Со всего города к нам свозят листву, гнилые овощи и испортившиеся продукты — мы пропускаем их через дробилку и получившуюся массу загружаем в биореакторы.
Там при определенных условиях биомасса превращается в компост, который идет на корм червям, — объясняет мастер вермитехнологий Инна Бломник. — Черви переедают компост и получается вермигумус — уникальный биопродукт, который в несколько раз эффективней любого органического удобрения. Получившийся от червей вермигумус либо сушат и продают как органическую добавку к почве, либо добавляют в грунт. — В нужных пропорциях смешиваем торф, дерновую землю, песок, добавляем вермигумус и получается почвогрунт, который особенно хорош для рассады, — делится рецептом Инна.
— Сама его на даче использую: все всходит быстро и быстро созревает. Благодаря вермигумусу ускоряется вегетационный процесс — то есть завязи образуются быстрее, а растение получает все питательные вещества, которые ему необходимы. Инна с гордостью показывает мне бархатцы, которые растут на клумбе возле цеха. — Смотрите, какие толстые стволы и крупные цветы — это все благодаря нашему почвогрунту! — уверена специалист.
— Когда иду по улицам, всегда обращаю внимание на клумбы, там цветы обычно полудохлые, а у нас они самые красивые в городе! СПРАВКА «КП» МГКУ «Спецавтопредприятие» — могилевская организация, которая занимается сбором, сортировкой и частичной переработкой твердых бытовых отходов. Предприятие состоит из трех участков: администрация с автобазой, завод по утилизации бытовых ресурсов в промзоне на окраине города, полигон по захоронению твердых бытовых отходов в деревне Новая Милеевка Могилевского района. ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Белорусы сдали 20 тонн старых батареек, но ничего сделать с ними нельзя Переработке мусора во всем мире уделяют все больше внимания.
Это отличный способ экономить ресурсы, которых и так немного, да еще и помогать экологии в придачу. Для Беларуси эта тема тоже актуальна. Каждый год в стране появляется 3,7 миллиона тонн коммунальных отходов — то есть обыкновенного бытового мусора. На переработку из них уходит порядка 454 тонн (12% от общего объема). Показатель в целом неплохой: по Евросоюзу цифра составляет в среднем 19%.
Остальное — на свалку ( читать далее… )
Источник
(Всего одно письмо в неделю, чтобы ничего не пропустить)
