Новость25 января 2014, 02:03

Шаварш Кочарян: Почему пока не урегулирован Нагорно-Карабахский конфликт?

Азербайджан, Карабах, ООН, Армения, Самоопределение
В французском журнале «Предотвращение кризисов и содействие миру. том III: Причины конфликтов и новые формы предотвращения» под издательством «bruylant» была опубликована статья заместителя министра иностранных дел Армении Шаварша Кочаряна под…

В французском журнале «Предотвращение кризисов и содействие миру. том III: Причины конфликтов и новые формы предотвращения» под издательством «bruylant» была опубликована статья заместителя министра иностранных дел Армении Шаварша Кочаряна под названием «Почему Нагорно-Карабахский конфликт до сих пор не урегулирован»? Журнал опубликован под редакцией Жан-Пиера Веттоваглия и с предисловием председателя организации Франкофонии Абду Диуфа.

Ниже приводим перевод статьи без сокращений.

Шаварш Кочарян

Введение

Нынешний этап Нагорно-Карабахской проблемы начался в последние годы существования СССР и перерос в конфликт в результате применения Азербайджаном политики силы в ответ на реализацию народом Нагорного Карабаха права на самоопределение. Нагорно-Карабахский конфликт отличается от других конфликтов, возникших на территории бывшего Советского Союза, тем, что народ Карабаха с правовой точки зрения безупречно реализовал право на самоопределение до распада Советского Союза.

Карабахский конфликт явился самым кровопролитным конфликтом на постсоветском пространстве — с десятками тысяч погибших, сотнями тысяч беженцев и большими разрушениями.

Военный этап конфликта завершился в мае 1994г. бессрочным соглашением о перемирии. Следует отметить, что за прошедшие 19 лет перемирия широкомасштабные военные действия не были возобновлены и относительный мир был сохранен без вовлечения международных миротворческих сил.

Три из пяти стран постоянных членов Совета безопасности ООН — Россия, США и Франция — являются посредниками в переговорном процессе по нагорно-карабахскому урегулированию. Несмотря на последовательные усилия посредников, Карабахский конфликт до сих пор не урегулирован.

Основной причиной этого является то, что Азербайджан действует вопреки целям Организации Объединенных Наций.

Представленная ниже точка зрения может не совпадать с точкой зрения Нагорно-Карабахской Республики.

1. Суть проблемы — осуществление народом Нагорного Карабаха права на самоопределение

1.1. Нагорный Карабах никогда не был в составе независимого Азербайджана

Упоминания о Нагорном Карабахе (Арцахе), как об исторической части Армении, имеются в трудах Страбона , Плиния Старшего , Клавдия Птолемея , Плутарха , Диона Кассия и других античных авторов.

В то время, как государство Азербайджан впервые появилось на политической карте мира в 1918 году, после распада Российской империи.

С 1918 по 1920гг. Нагорный Карабах был самоуправляемой единицей и имел все атрибуты государства. В этот период новообразованный Азербайджан выдвигал территориальные претензии к соседним государствам, включая территорию Нагорного Карабаха, и Лига Наций отклонила запрос на членство Азербайджана из-за неопределенности его границ .

После советизации региона в 1920г., Карабах, против воли его народа, был включен в состав Азербайджана в статусе автономной области по решению от 1921г. большевистского Кавказского бюро, которое не имело соответствующих полномочий на принятие подобного решения.

Более того, в результате последующих шагов в автономную область была включена не вся территория Карабаха, вследствие чего Нагорный Карабах лишился общей границы с Арменией.

Конституционным актом о независимости от 18-го октября 1991г. Азербайджан признал недействительными акты Советского союза, касающиеся Азербайджана . Тем самым, даже если сделать допущение, что большевистское решение о присоединении Карабаха к Советскому Азербайджану было легитимно, приобретая независимость Азербайджан признал его недействительным.

1.2.

Политика Азербайджана по деарменизации Карабаха

С мая 1918г. по апрель 1920г. вооруженные соединения Азербайджана осуществили насилие и погромы армянского населения. Только в марте 1920г. в армянском культурном центре региона и столице Карабаха, Шуши, вооруженными соединениями Азербайджана были вырезаны и депортированы 40 тысяч армян .

На протяжении всего советского периода Азербайджан последовательно осуществлял репрессии на этнической почве и дискриминацию в социальной, экономической и культурной областях. Результатом такой политики стало изменение соотношения населения Карабаха: если в 1923г.

армяне составляли 94,4% населения Нагорного Карабаха, то по данным 1989г. число армян уменьшилось до 76,9% .

Народ Карабаха постоянно выражал протест против этой политики и, исходя из единственной возможности решения проблемы в рамках Советского Союза и существующих прецедентов, многократно обращался к центральным властям с просьбой о присоединении Карабаха к Советской Армении. Так, петицию 1965г. подписало 45000 человек, а петицию 1987г.

— уже 80.000.

1.3. Реализация народом Нагорного Карабаха права на самоопределение

В последние годы существования Советского Союза, согласно законодательству этого государства, Карабах с юридической точки зрения приобрел независимость от Азербайджана . 20-го февраля 1988г. Совет народных депутатов автономной области принял решение о ходатайстве перед парламентами Советского Союза, Азербайджана и Армении о передаче автономной области из состава Азербайджана в состав Армении .

Парламент Армении удовлетворил ходатайство, а парламент Азербайджана — отказал. Центральные власти, отклонив просьбу, тем не менее создали в Карабахе Комитет особого управления, подчинив Карабах напрямую Москве . 1-го декабря 1989г. парламент Армении и полномочные представители Нагорного Карабаха приняли совместное решение о воссоединении Армении и Карабаха .

Закон «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР» от 3-го апреля 1990г. дал возможность юридического выхода из создавшейся ситуации .

Согласно 3-ей статье данного закона, в случае выхода союзной республики из состава Союза, автономные образования и компактно проживающие национальные меньшинства приобрели право на выход из состава республики и определения своего дальнейшего статуса.

30-го августа 1991г. Азербайджан провозгласил независимость. 2-го сентября автономная область Карабаха, совместно с армянонаселенным Шаумяновским районом, провозгласили Карабах независимой республикой .

Нагорный Карабах не принял участия в референдуме о независимости Армении 21-го сентября 1991г., а 10-го декабря того же года в Карабахе был проведен референдум о независимости в присутствии международных наблюдателей. (Кстати, в Азербайджане референдум о независимости был проведен 15-го декабря.) Алма-Атинской декларацией от 21-го декабря главы 11-ти советских республик прекратили существование Советского Союза .

Таким образом, на момент распада Советского союза на территории бывшей Азербайджанской Советской Республики были образованы два независимых и равноправных субъекта: Нагорно-Карабахская Республика и Азербайджанская Республика.

2. Конфликт — результат изначально принятой Азербайджаном политики силы

2.1.

Погромы и этнические чистки армян

В ответ на мирное требование Совета народных депутатов Карабаха от 20-го февраля 1988г., спустя неделю, 27-29 февраля, руководство Азербайджана организовало в расположенном в 20км от Баку городе Сумгаит резню армян с невиданной жестокостью. Сумгаитом было поставлено начало проведению последовательной политики организации погромов и изгнания армян со всей территории Азербайджана. С 13-го по 19-ое января 1993г.

последняя часть армянского населения, которая осталась в Баку, была подвергнута погромам и изгнана. Результатом этих варварских действий явились сотни невинных жертв .

Армяне всего мира, пережившие геноцид и массовые погромы в Османской империи и Южном Кавказе в 1915-1920гг., восприняли начатую Сумгаитом новую волну погромов, как продолжение Азербайджаном геницидальной политики начала XX века. В результате обострения межэтнической напряженности началась эмиграция азербайджанцев из Армении.

В Армении не было погромов азербайджанцев, за исключением отдельных случаев проявления насилия, и большинство проживающих в Армении азербайджанцев имели возможность продать свои квартиры и покинуть Армению со своим имуществом. В результате, Азербайджан покинула 361 тысяча армянских, а Армению — 167 тысяч азербайджанских беженцев .

В отличие от армян, проживающих на территории Азербайджана, армяне Карабаха и прилегающих армянонаселенных районов организовали самооборону против осуществляемых погромов. Для реализации политики этнических чисток в Карабахе, начиная с 30-го апреля 1991г., Азербайджан организовал операцию «Кольцо», используя собственные силы особого назначения и сумев привлечь соединения 23-ей дивизии 4-ой советской армии .

В конце 1991г., после распада Советского Союза, последней мишенью политики Азербайджана по деарменизации осталась самоопределившаяся Нагорно-Карабахская Республика.

2.2.

Агрессия Азербайджана против Нагорно-Карабахской Республики

С 1992г. Азербайджан начал широкомасштабные военные действия против НКР. На июнь 1992г. армия Азербайджана оккупировала около 60% территории НКР, вырезая и изгоняя армянское население, разрушая населенные пункты . Одновременно, армия Азербайджана обстреливала расположенные вдоль армяно-азербайджанской границы населенные пункты Армении и делала попытки захвата территорий Республики Армения. В 1992г. президент Азербайджана заявил, что они завоюют южную часть Армении — Зангезур, и что он омоет свои ноги в водах озера Севан.

В войне против Карабаха Азербайджан привлек наемников , в том числе боевиков международных террористических сетей — более 2000 Талибана и Аль-Каиды и сотни чеченского террориста Шамиля Басаева .

Армии самообороны НКР удалось перейти в контрнаступление, прорвать блокаду Карабаха и шаг за шагом отбросить вооруженные силы Азербайджана из большей части захваченных территорий Карабаха.

2.3.

Международная реакция на эскалацию конфликта и блокаду

Акты вандализма Азербайджана против армян были осуждены многочисленными публикациями ведущих изданий мира.

Так, после резни в Сумгаите академик Андрей Сахаров заявил, что «если кто-либо мог сомневаться в необходимости этого до Сумгаита, то после этой трагедии ни у кого не остается нравственной возможности настаивать на сохранении территориальной принадлежности НКАО (Нагорно-Карабахской Автономной Области) Азербайджану» .

Сенат США в своей резолюции от 17-го мая 1991г. осудил акты насилия Азербайджана в отношении мирного населения, а также блокаду Карабаха и Армении .

А 907-ая поправка от 24-го октября 1992г. запретила оказание какой-либо помощи США Азербайджану, до тех пор, пока последний не прекратит применение силы и блокаду Армении и Нагорного Карабаха .

В течение 1993г. Совет безопасности ООН принял 4 резолюции, основным требованием которых было прекращение военных действий и урегулирование вопросов посредством мирных переговоров .

Вопреки этим резолюциям руководство Азербайджана инициировало новые военные наступления и терпело новые поражения .

Эти поражения вынудили Азербайджан обратиться к Нагорно-Карабахской Республике с предложением начать переговоры о перемирии.

2.4. Переговоры о перемирии

3-го сентября 1993г.

Гейдар Алиев за своей подписью уполномочивает, в числе иных должностных лиц, вице-спикера парламента А. Джалилова «вести переговоры об организации встречи высших руководителей Азербайджана и НКР» .

В ответ, аналогичную доверенность получает министр иностранных дел НКР Аркадий Гукасян. В результате достигнутой договоренности, 25-го сентября в Москве проходит встреча между руководителями НКР и Азербайджана — Робертом Кочаряном и Гейдаром Алиевым.

Кроме того, имели место многочисленные двусторонние встречи между различными высокопоставленными должностными лицами НКР и Азербайджана.

Этими переговорами была заложена основа для подписания Бишкекского протокола 1994г. и заключения в мае 1994г. бессрочного перемирия между НКР и Азербайджаном, к которому присоединилась также и Армения, в качестве вовлеченной в конфликт стороны. .

Эти факты демонстрируют, что руководство Азербайджана

1. признало НКР, как минимум, стороной конфликта и

2.

когда Баку в действительности желает достичь какого-либо результата в карабахской проблеме — напрямую ведет переговоры с НКР.

2.5. Ответственность за последствия агрессии

В результате войны Азербайджан захватил весь Шаумяновский район и восточные части Мартунинского и Мартакертского районов НКР. Под контроль вооруженных сил Нагорного Карабаха перешли прилежащие районы, которые сыграли роль буфера безопасности, блокируя дальнейшую бомбардировку населенных пунктов Нагорного Карабаха Азербайджаном, и укрепляют оборонительные позиции НКР на случай неприкрыто подготавливаемой Азербайджаном новой агрессии.

Ответственность за последствия агрессии и силовую политику, приведшую к жертвам и разрушениям, как и за судьбы беженцев всех сторон конфликта, полностью лежит на принявшем за основу политику силы и развязавшем агрессию Азербайджане.

2.6.

Определение агрессии

Квалифицирует ли международное право вооруженные действия Азербайджана против Нагорного Карабаха как агрессию, если НКР не является международно признанной? Определение агрессии утверждено резолюцией 3314(XXIX) 1974г. Генеральной ассамблеи ООН. В преамбуле резолюции подтверждается обязательство государств не использовать вооруженную силу в целях лишения народов их права на самоопределение, свободу и независимость. Согласно первой статье резолюции, агрессией является применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости другого государства.

Согласно этой же статье, термин «государство» употребляется, не предрешая вопроса о признании или о членстве в ООН данного государства.

Из этого определения однозначно следует, что вооруженные действия против международно непризнанного и не являющегося членом ООН государства, являются агрессией.

3. Право народов на самоопределение и территориальная целостность государств

3.1.

Соотношение права народов на самоопределение и принципа территориальной целостности в основополагающих документах международного права

Согласно основополагающим нормам международного права принцип территориальной целостности не может противопоставляться праву народов на самоопределение . В первой статье Устава ООН перечислены цели данной Организации, в том числе, уважение принципа равноправия и самоопределения народов.

Вторая статья Устава начинается с преамбулы, согласно которой, для достижения целей, указанных в первой статье, Организация и ее Члены действуют в соответствии с перечисленными во второй статье принципами. В частности, государства должны воздерживаться «от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций».

Таким образом, Устав ООН четко определяет, что принцип территориальной целостности относится к плоскости межгосударственных отношений. Территориальная целостность, будучи принципом для достижения целей ООН, не может противопоставляться цели ООН — равноправию и праву на самоопределение народов.

Согласно статье 103 Устава ООН: «В том случае, когда обязательства Членов Организации по настоящему Уставу окажутся в противоречии с их обязательствами по какому-либо другому международному соглашению, преимущественную силу имеют обязательства по настоящему Уставу».

Таким образом, в случае разного толкования или противоречия между любым двусторонним или многосторонним соглашением и Уставом ООН, преимущественную силу имеет Устав ООН.

Это относится и к Хельсинкскому Заключительному акту 1975г., которым провозглашается соответствие принципов акта Уставу ООН, и выражена воля стран-членов — при применении принципов акта действовать в соответствии с целями и принципами Устава ООН. Более того, 10-ый принцип Хельсинкского акта напрямую подтверждает, что, в случае, когда обязательства членов по Уставу Организации Объединенных Наций окажутся в противоречии с их обязательствами по какому-либо договору или другому международному соглашению, преимущественную силу имеют их обязательства по Уставу, в соответствии со статьей 103 Устава ООН.

Заслуживает внимания формулировка 8-го принципа акта: «все народы всегда имеют право в условиях полной свободы определять, когда и как они желают, свой внутренний и внешний политический статус без вмешательства извне и осуществлять по своему усмотрению свое политическое, экономическое, социальное и культурное развитие», а также «государства-участники… подчеркивают важность исключения любой формы нарушения этого принципа».

Формулировка права народов на самоопределение Хельсинкского Заключительного акта созвучна разработанным в рамках ООН Международному пакту о гражданских и политических правах 1966г.

и Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах того же года, а также Декларации о принципах международного права, утвержденной резолюцей 2625 (XXV) Генеральной Ассамблеи ООН 1970г.

Таким образом, с точки зрения международного права, провозглашение и реализация независимости народом Нагорного Карабаха, вне сомнения, вполне правомерны, а попытки Баку противопоставить реализации права на самоопределение народа Нагорного Карабаха территориальную целостность Азербайджана противоречат международному праву, а также принятым перед ООН обязательствам Азербайджана.

3.2. Заключение Международного суда ООН по делу Косово

Естественно, что разъяснения Международного суда ООН относительно соотношения права народов на самоопределение и принципа территориальной целостности не могут противоречить Уставу ООН.

Вполне правомерно, что в разъяснении Суда о Косово от 22-го июля 2010г. четко указано, что одностороннее провозглашение независимости никоим образом не запрещено международным правом, и что принцип территориальной целостности относится лишь к межгосударственным отношениям .

3.3. Волна самоопределения в современном мире

Противопоставление Азербайджаном территориальной целостности праву народов на самоопределение является попыткой реанимации прошлого и обречено на провал, свидетельством чему является возросшее в 3,5 раза число стран-членов ООН с 1945г. по сегодняшний день — с 55 до 193.

Ряд этих стран пополнили относительно недавно международно при

Далее: Прорыв в борьбе с параличом и деменцией: Швейцарские ученые нашли ключ к лечению

Понравился этот пост? Подпишись на рассылку

(Всего одно письмо в неделю, чтобы ничего не пропустить)