Шокирующая статистика беспилотных автомобилей: они в разы опасней обычных
Хотя будущее в любом случае за самоуправляемыми машинами, необходимо заранее просчитывать риски.
О конце техноутопии роботакси я писал еще в начале прошлого года. А в начале этого стало ясно, что инвестиции в данную отрасль в 2022-м упали на 60%.
Однако лидеры отрасли стояли на своем. В мартовской презентации Tesla заявила, что аварии с полностью самоуправляемым авто происходят как минимум в 5 раз реже, чем у обычных автомобилей, если сравнивать мили, пройденные за одно столкновение.
«Это утверждение, а также характеристику автопилота Маском как „однозначно более безопасного“, невозможно проверить без доступа к подробным данным, которыми обладает Tesla», — пишет The Washington Post в материале «17 смертельных случаев, 736 аварий: шокирующее число жертв автопилота Tesla».
Утверждение о куда большей безопасности самоуправляемых авто — главный аргумент их производителей и фанов среди технооптимистов.
Но если Tesla пока еще удается скрывать подробные данные о безопасности своих авто, статистика других производителей показывает шокирующие цифры.
По данным отчета инспекции об авариях автономных авто в Калифорнии, за полгода 2023 произошло 28 аварий с автомобилями Cruise, 24 с Waymo и 11 с Zoox. Хотя число аварий кажется маленьким, если принять во внимание небольшое количество автономных автомобилей на дорогах Калифорнии (388 Cruise, 688 Waymo, 142 Zoox), вырисовывается совсем другая и довольно опасная картина: 7% Cruise, 3% Waymo и 17% Zoox попали в один или несколько инцидентов за полгода (и это без учета инцидентов с блокированием машин пожарных и скорой помощи, сбивания собак и кошек, наездов на людей и самовозгораний). Для сравнения, годовой коэффициент аварийности обычных (неавтономных) автомобилей составляет 1,8% (5 миллионов аварий в год / 278 миллионов машин).
Из этих цифр мы видим совсем иную картину безопасности самоуправляемых авто: «лучшие» из них попадают в аварии почти в 2 раза чаще, чем неавтономные, а «худшие» — в 8,5 раз.
Вывод этого поста направлен не против самоуправляемых авто (за ними так и так будущее), а против сомоуспокоенности при автоматизации (automation complacency). Ибо статистику вреда при внедрении ИИ на основе больших языковых моделей вообще никто не ведет. А она, по моим оценкам, будет несравнимо хуже статистики катастроф автономных авто, поскольку «ошибки ИИ хуже преступлений, когда они неподконтрольны и неисправимы».
Источник — Telegram-канал IT-эксперта Сергея Карелова «Малоизвестное интересное»
(Всего одно письмо в неделю, чтобы ничего не пропустить)
