Пост3 января 2023, 12:31

Станут ли россияне жить лучше в наступившем году?

Власти обещают, что с экономикой РФ все будет хорошо. Однако это не означает, что благосостояние людей вырастет.
российская экономика
уровень жизни
прогнозы
Фото с сайта <a href="http://duma.gov.ru">duma.gov.ru</a> / Станут ли россияне жить лучше в наступившем году?
© Фото с сайта duma.gov.ru

Что интересно с официальными прогнозами в отношении экономики РФ?

Сейчас эти прогнозы можно считать оптимистичными — по итогам 2022 года спад 2-3%, а в 2023-м будет если не рост, то и спада не произойдет. В 2024-м все вообще должно быть хорошо (правда, рост 2024-го будет считаться по отношению к 2023-му, а не к 2021-му, но кто же думает о таких мелочах).

Что здесь важно. То, что оптимистичные прогнозы в отношении 2023 года дают те же самые люди, которые весной 2022 года обещали провал экономики на 6-8%, а то и больше. Они ошиблись, это бывает. Но почему мы думаем, что они не могут ошибиться и во второй раз?

На самом деле прогнозировать состояние экономики РФ и легко, и трудно одновременно.

Легко, потому что динамика ВВП РФ — это производная от динамики цен на нефть и газ, а точнее — от динамики экспортной выручки, попадающей в страну. Растет выручка — растет экономика, падает выручка — экономика тоже идет вниз.

Почему для экономики РФ валютная выручка экспортеров так критична? Дело не только в бюджетных доходах, но еще и в давлении на банковскую систему. Если нефтедоллары текут в РФ рекой, то банки, даже не особо оглядываясь на ключевую ставку ЦБ, расширяют кредит, потому что знают: и экспортеры будут щедро платить подрядчикам, и правительство не будет гоняться за каждым рублем в кошельках у людей.

А вот если экспортных доходов не хватает, банки гораздо жестче подходят к кредитованию, опять же, без оглядки на регулятора, потому что справедливо опасаются новых рисков — то ли власть кинется собирать налоги, то ли где-то/как-то пойдут задержки платежей…

В общем, нет сырьевых валютных доходов — начинаются проблемы.

Но в чем тогда сложность прогноза в отношении экономики РФ? В том, что кроме валютных доходов есть и расходы. В этом смысле российская экономика — бассейн с несколькими трубами: по большой трубе в страну вливается валюта в обмен на нефть и газ, а по маленьким трубам эта же валюта выливается обратно. Одна труба — отток капитала, другая труба — закупки промышленного оборудования, третья труба — закупка потребительских товаров. А динамика движения капитала в «расходных трубах» определяется правительством РФ, которое, в общем, может действовать практически бесконтрольно, руководствуясь собственными приоритетами.

Как себя поведет правительство РФ — это всегда большой вопрос.

Весной 2022 года российские власти, выражаясь фигурально, закрутили кран на «потребительской трубе», а власти европейских стран закрутили кран на «производственной трубе» — и вот тут, даже несмотря на рекордный в этом году отток капитала (порядка $250 млрд, согласно прогнозу ЦБ РФ), денег в распоряжении власти РФ оказалось столько, что правительство щедро профинансировало приоритетные для себя отрасли — за счет этого и замедлился спад ВВП.

Проблема только в том, что рост/замедление спада ВВП (которым справедливо хвастается правительство) по умолчанию воспринимается как рост/замедление спада благосостояния людей. Но это совсем необязательно!

ВВП — очень специфический экономический показатель. Фраза «строим дом — увеличиваем ВВП, ломаем дом — увеличиваем ВВП» не так уж далека от истины. Упрощенно можно сказать, что ВВП — это сумма всех расходов всех субъектов экономики. Если правительство увеличит расходы, ВВП вырастет — но это совсем не значит, что вы станете лучше жить.

Например, строительство торгового судна — это и рост ВВП, и одновременно — увеличение мультипликативного эффекта: ваш танкер или контейнеровоз будет ходить по морям, создавая добавленную стоимость и тем самым увеличивая ВВП. А вот строительство военного корабля — тоже плюс для статистики ВВП, но никакой новой добавленной стоимости этот корабль создать не сможет (хотя затраты на его содержание и эксплуатацию тоже будут записаны в «рост ВВП»).

Тут есть и еще одно дело: рабочие, получившие зарплату на строительстве такого корабля, могут столкнуться с невозможностью потратить свои деньги — потому, что все ресурсы ушли на производство товаров, нужных правительству (и записанных в статистику ВВП), а производства товаров, нужных людям, «не получилось».

Для подтверждения этого тезиса достаточно посмотреть на предварительные данные Росстата (полностью итоги 2022 года можно будет подвести не раньше февраля, а то и марта 2023 года).

Устойчиво растут: строительство (с 3,4% до 6,6% в годовом выражении), финансовый сектор (с 4,4 до 4,7%), сельское хозяйство (с 1,7% до 5%), а также «госуправление» и «безопасность» (с 1,1% до 3,4%). Плюс «обрабатывающая промышленность» — в III квартале 2022 года она выросла с минус 4% до минус 2,4% в годовом выражении.

Но этот рост не трансформировался в рост благосостояния людей. Свидетельствует об этом спад в торговле. В ноябре 2022 розница относительно прошлого года сократилась на 7,5% г/г.

В целом розничный оборот за апрель–ноябрь 2022 сопоставим с 2017 годом, но на 12% ниже 2014 года. Рост относительно 2008 года составляет всего 5,5% — потребление в РФ стабильно на уровне конца нулевых. Т.е. с точки зрения роста благосостояния людей (не власти, не «госуслуг», а того, как люди живут) весь хозяйственный механизм РФ 15 лет крутится почти «в холостую».

И вот тут мы можем увидеть смысл происшедшего в экономике РФ весной 2022 года. Люди, принимавшие решение об управлении российской экономикой, прекрасно знали ее слабые места и, оценив масштабы возможного спада, приняли единственно верное, с их точки зрения, решение: берем колоссальные нефтяные деньги и вливаем их в те сектора, которые гарантированно быстро покажут рост — хотя бы потому, что в этих секторах можно практически бесконтрольно завышать цены.

А потребительской экономикой в этой ситуации придется пожертвовать — забирая из нее и ресурсы, и людей. Люди, как справедливо рассуждает начальство, выкрутятся — выкручивались же они как-то предыдущие пятнадцать лет, выкрутятся и дальше. <…>

Поэтому не думайте, что власти ошиблись в прогнозах. Прогноз для них — это инструмент выработки решений.

А вот какой прогноз на следующий год можно сделать точно? Такой, что состояние и облик экономики РФ определят:
а) размер экспортных доходов;
б) приоритеты власти в распределении этих средств.

Telegram-канал «Деньги и песец»
Информация об авторе
Дмитрий Прокофьев
Дмитрий Прокофьев
Экономист

Публицист и экономический обозреватель, Master of Science International Management (Бургундская высшая школа бизнеса, Франция), автор Telegram-канала Подробнее...

* Мнения авторов постов и «Постсовета» могут не совпадать.

Далее: Как пенсионеру стать рантье и обеспечить себе достойный доход?

Понравился этот пост? Подпишись на рассылку

(Всего одно письмо в неделю, чтобы ничего не пропустить)