Новость18 июля 2014, 08:59

Судоверфь Kockums в Карлскруне. Как шведы строят свои подлодки

Вчера френд Слава soullaway, работающий на 33-м судоремонтном заводе в Балтийске, сравнивал условия заводского труда с работой за рубежом.

Тогда же же он попросил меня написать что-нибудь про скандинавское судостроение. А зачем далеко ходить? — подумал я. У Балтийска в Швеции есть город-побратим Карлскруна — тот самый, где обитает деревянный боцман Русенбум. Точно так же как Балтийск, Карлскруна является военно-морской базой, частично, правда, демилитаризованной после окончания «холодной войны».

Шведы, кстати, до сих пор вспоминают как однажды в местных шхерах всплыла самая настоящая советская подлодка. Карлскруна — очень интересный город, я там неоднократно бывал и всем рекомендую его к посещению, благо что местный Морской музей (Marinmuseum) недавно получил новую экспозицию, центром которой стала настоящая шведская подлодка времён «холодной войны» — HMS Neptun. Подозреваю, что русские (те самые, которые ryssarna kommer!) там также упоминаются.

Нет, это не судоверфь, а всего-навсего Морской музей, куда прибыла шведская подлодка «Нептун».

Фото: marinmuseum.se Есть в Карлскруне и свой судостроительный завод — верфь компании Kockums, приобретение которой недавно оружейной компанией SAAB (не путать с обанкроченным производителем автомобилей!) широко обсуждалась в узких кругах отечественных военных экспертов. Здесь строят и ремонтируют в основном военные суда. Вот на эту верфь мы сегодня и совершим виртуальный тур с одной-единственной целью — посмотреть как выглядят заводские мощности изнутри.

Поможет нам в этом сайт компании (пока что привязан к предыдущему владельцу — германской ThyssenKrupp) и другие шведские интернет-источники.

Карлскрунская верфь (Karlskronavarvet) вообще-то ведёт свою историю аж с 1679 года — именно тогда шведский монарх Карл XI (помните Бронзового из книги про Нильса?) основал военный порт Карлскруна. И только в 1989 году, как сообщает шведская «Википедия», верфь перешла под управление Kockums AB.

Старинные постройки (вот они — на снимке), между прочим, являются неотъемлемой частью объекта культурного наследния ЮНЕСКО, имя которому — военно-морской порт Карлскруна.

Верфь Карлскруны. Ну ка, кто без «Гугла» назовёт тип корвета, который пришвартован по центру? Фото: sv.wikipedia.org К сожалению фото-банк сайта верфи никак нельзя назвать обишрным. Выкладываю почти все снимки, которые там есть.

Во-первых, это разведывательное судно «Орион», запечатленное, насколько я понимаю, во время очередного планового осмотра.

Следующий запечатлённый официальным фотографами процесс — это работы с конструкцией корпуса неизвестного судна. Здесь мы можем полюбоваться на местных работников, часть которых, если верить снимку, временами любит заниматься ничегонеделаньем.

Третья фотография посвящена водоструйной обработке корпуса корвета типа «Висбю». Слава, в белых касках — это инженеры?

На сайте также можно полюбоваться на верфь с высоты птичьего полёта (не в очень хорошем разрешении).

Фотографией большого ангара где строят суда делится щедрая «Википедия».

Возможность увидеть то, что происходит внутри ангара нам с вами предоставила газета «Свенска Дагбладет», на сайте которой я нашёл фоторепортаж, подготовленный три месяца назад.

Итак, давайте посмотрим на верфь глазами фотокорреспондента газеты.

Вот здесь мы видим подводную лодку «Эстергёталанд» (Östergötland), которая проходит модернизацию: она уже была удлинена и теперь дожидается установки «тихих» двигателей Стирлинга, благодаря которым подлодка будет менее заметна для наблюдателей. Интерьер большого ангара, в котором подлодка ремонтируется, кстати, очень напоминает 33-й СРЗ.

Следующий снимок также вызывает ассоциацию с российским заводом. Я бы не сказал что здесь царят идеальный порядок и сверхсовременные технологии.

Подпись к фотографии сообщает, что на верфи готовы начать производство новой подлодки проекта A26, но среди сотрудников царит тревога относительно того, что строительство никогда так и не начнётся. Возможно теперь, после приобретения верфи SAAB AB, к судостроителям всё-таки вернулась уверенность?

То же самое место, но с иного ракурса. В кадр попал погрузчик Hyundai.

Слава, у вас на заводе такая техника используется?

Минный тральщик (или всё-таки судно разминирования?) «Костер» (HMS Koster) был построен на этой самой верфи и используется шведским военным флотом с 1986 года. «Даже несмотря на его длину — почти что 50 метров — судну хватило места в большом ангаре» — пишет «Свенска Дагбладет». В кадр также попал балочный кран и некто в белой каске.

«Свенска Дагбладет» предлагает читателям также заглянуть в один из многочисленных доков.

Журналист «Свенска Дагбладет» отмечает, тот факт, что верфь находится буквально под боком военно-морской базы Карлскруна.

«Для военно-морских сил близость сервиса и техобслуживания является большим преимуществом».

Ну вот и всё на сегодня. Никаких выводов я делать не буду, дождусь комментариев от Славы. А напоследок предлагаю заглянуть в спальный отсек шведской подлодки «Готланд». Я думаю, можно согласиться с замечанием шведских журналистов о том, что здесь «немного теснее чем на пароме, следующем в Финляндию, но, во всяком случае, не смертельно».

Об этом сообщает Военное обозрение.
Теги: Верфь, Карлскруна, Подлодка, Свенск, Ангар