Так говорил Мо Янь
«Сегодня, когда я заработал себе на пончики, я продолжаю писать, потому что мне все еще есть что сказать».
«Когда я только начал писать, в 1981 году, я не читал ни Гарсиа Маркеса, ни Фолкнера. Только в 1984-м мне повезло открыть их работы, и они, несомненно, оказали на меня огромное влияние.
Наши жизненные опыты, несомненно, похожи, но обнаружил я это позже. А знал бы их раньше, наверняка бы уже написал шедевр, подобный тем, что создавали они».
«В последние тридцать лет Китай пережил существенный прогресс как в жизненных стандартах, так и в интеллектуальном или духовном уровне наших граждан. Этот прогресс очевиден, но, конечно, есть еще много вещей в повседневной жизни, которые нас не удовлетворяют.
Китай, конечно, вырос, и рост рождает новые проблемы, например экологические или падение высоких моральных стандартов».
«Литературе чаще всего не хватает тонкости. Писатель должен глубоко похоронить свои мысли и передавать их читателю только через персонажей романа».
«Литература часто имеет отношение к политике. В нашей жизни, например, есть много острых вопросов, которые лучше напрямую не трогать.
В такой ситуации писателю приходится включать воображение и строить нереальные миры. Или же, наоборот, гротескно преувеличивать ситуацию — чтобы все было ярко, в лоб и в то же время несло печать реального мира. Так что я верю, что от любых ограничений и цензуры литературе только лучше».
Источник: www.kommersant.ru
(Всего одно письмо в неделю, чтобы ничего не пропустить)
