Татарстан в политике Ирана: скромные успехи Тегерана при настойчивости дипломатии

1 февраля 2016 22:48 Татарстан вполитике Ирана: скромные успехи Тегерана при настойчивости дипломатии
Рабочий визит президента Татарстана Рустама Минниханова вИран (март 2015 года). Фото: president.tatarstan.ru Российско-турецкая «холодная война» нанесла урон позициям турецкого лобби ипантюркистов вТатарстане, поэтому вКазанском кремле стараются найти выход: вусловиях противостояния двух стран идти против генеральной линии Москвы вТатарстане открыто нерешаются.
Ихотя вомножестве публикаций, выходящих последние два месяца вказанских СМИ, авторы сокрушаются обэкономических потерях республики, президент Татарстана Рустам Минниханов руководствуется здравым смыслом— оннеидет наобострение отношений сфедеральным центром, занимая выжидательную позицию.
Чтобы как-то компенсировать потери, вТатарстане был предложен вариант углубления отношений сдругими внешнеполитическими партнерами. Сделать это позволяет многовекторность внешней политики Татарстана, которой уже четверть века— стех пор, как республика провозгласила свой суверенитет, она активно старается сохранить хотябы атрибутику государственности.
Онеобходимости углублять связи сдругими странами Минниханов заявил наитоговой коллегии Агентства инвестиционного развития Татарстана 27января: «Очень хорошие наработки были сделаны поТурции, но, ксожалению, сегодня необходимо некоторое время, чтобы все наши политические разногласия разрешились». При этом глава республики подчеркнул, что огромный потенциал возможностей представляют собой другие страны: «Открылся Иран, инадо взаимодействовать сэтой страной».
Если отношения между Анкарой иКазанью запостсоветский период развивались максимально активно, многопланово иинтенсивно (турецкое влияние вТатарстане было иостается заметным вомногих областях), токонтакты сТегераном наэтом фоне выглядят достаточно скромными. Одна изглавных причин этого заключаются всхожести промышленного производства, впервую очередь, внефтяной сфере, что соответственно, осложняет торгово-экономический оборот— что могут продавать друг другу две нефтяные республики, где добыча ипереработка углеводородов является доминирующим производством? Также непоследнюю роль вслабой интенсивности связей Тегерана иКазани играет этнокультурный (татары иперсы принадлежат кразным этническим группам) ирелигиозный факторы, поскольку имеется существенная разница врелигиозно-правовых школах ислама: вТатарстане— это суннизм, вИране— шиизм. Иэто несмотря нато, что Тегеран старается преодолеть все барьеры, для чего в2007 году вКазани было открыто Генеральное консульство Ирана, ставшее вторым дипломатическим представительством иностранного государства вТатарстане (после консульства Турции, открытого в1995 году).
Новейшая история отношений Ирана иТатарстана начинается свизита первого президента республики Минтимера Шаймиева вТегеран вдекабре 1996 года, где прошли его встречи спремьер-министром ипредседателем парламента ИРИ, итогом чего стало подписание Меморандума оторговом сотрудничестве между правительствами. В1997 году уже Казань посетила делегация воглаве спредседателем парламента ИРИ Натеком Нури.
Вмарте 2001 года состоялся приезд тогдашнего президента Ирана Сейеда Мохаммада Хатами вКазань. Следующая встреча высокого уровня прошла вдекабре 2011 года, когда новый президент Татарстана Рустам Минниханов побывал вИране, где встретился стогдашним президентом Ирана Махмудом Ахмадинежадом. Минниханов в2007 году посещал исламскую республику, будучи еще премьер-министром Татарстана. Тогда онучаствовал воткрытии сборочного производства автомобилей «Камаз» натерритории Ирана.
Впрочем, это предприятие вскоре заморозило свою деятельность, правда, вянваре 2016 года было объявлено оготовности возобновить его работу. Став президентом, Минниханов бывал вИране дважды (вдекабре 2011 года ивмарте 2015 года) исам принимал вКазани воктябре 2014 года вице-президента Ирана Сурена Саттари. Однако, несмотря наконтакты руководства Татарстана иИрана между собой, торгово-промышленный оборот между республиками оставался небольшим: в2013 году онсоставлял всего $8 млн 749 тыс.
(для сравнения сТурцией втомже 2013 году— $659,4 млн вгод). Более свежих цифр пока нет, ноочевидно, что заэтот период какого-то большого иощутимого прорыва вэкономических отношениях Казани иТегерана сделано небыло.
Компенсировать эти низкие показатели торгово-экономических связей Иран пытается путем активной работы вгуманитарной сфере. Это осуществляется через организацию различных научных конференций, призванных популяризировать иранскую историю, культуру иполитический режим исламской республики вТатарстане.
Поэтому наряду смероприятиями культурно-просветительского характера иранские дипломаты стремятся кпроведению научных форумов подчеркнуто политической направленности. Например, такими стали международные конференции «Имам Хомейни имногополярный мир» (6мая 2008 года) вТатарском государственном гуманитарно-педагогическом университете и«Исламская революция вИране: цивилизационный феномен иего перспективы» (8−10февраля 2010 года) вКазанском государственном университете. Последнюю можно считать эпохальным событием: кееоткрытию были специально подготовлены иизданы нарусском языке отдельным сборником избранные речи иранского президента Махмуда Ахмадинежада.
Иранцы стремятся через научные мероприятия продвигать свою идеологические ценности, одной изкоторых является идея исламской революции.
ВТатарстане есть два исследовательских центра: в2001 году был создан вТатарском государственном гуманитарно-педагогическом университете Поволжский центр иранистики (сейчас Центр иранистики действует вКФУ) ив2008 году Центр иранистики был открыт вИнституте истории Академии наук Татарстана.
Заэтой, казалосьбы, позитивной работой иранской дипломатии вТатарстане стоит инастойчивое продвижение вобщественно-политическое пространство Поволжья внешнеполитических ориентиров ИРИ.
Одним изтаковых можно считать попытки распространить антиизраильские настроения всреде татарской общественности. Вчастности, как отмечали ряд наблюдателей, первый генеральный консул Ирана Реза Багбан Кондори (годы каденции: 2007−2011) организовал в2009 году встречу сжурналистами татарских изданий, накоторой призвал представителей местного медиа-сообщества больше уделять внимания всвоих публикациях теме израильско-палестинского противостояния, естественно, сапологетикой ХАМАСа, начто татарские журналисты было согласились, носусловием проплаты подобных материалов, чем, мягко говоря, обескуражили иранских дипломатов, посчитавших, что татарские журналисты проявят бескорыстную «общемусульманскую солидарность» втаком важном деле как «помощь Палестине».
Навязывать свою политическую позицию иранцы вТатарстане стараются, прибегая кдипломатическому давлению.
Так, например, в2008 году вНижнекамске местным исламским издательством «Рисаля» были выпущены видеодиски скритикой шиизма ивыпадами вадрес основателя ИРИ аятоллы Хомейни. Тогда иранские дипломаты направили ноту протеста, ивидеопродукция была изъята изпродажи. Другой случай имел место в2010 году, когда вКазанском университете планировалось проведение конференции «Восприятие Холокоста вмусульманском мире». Организаторы научного мероприятия планировали его провести, рассчитывая показать, что невсе мусульмане согласны спозицией президента Ирана Махмуда Ахмадинежада, активно выступавшего впериод своего правления спубличным отрицанием факта геноцида евреев вгоды Второй мировой войны.
Иранское консульство ивэтом случае использовала дипломатическое давление, высказав свое недовольство. Чтобы непортить отношения сиранцами, власти Татарстана запретили проводить научную конференцию, иначавшаяся было организационная работа поэтому мероприятию была свернута.
Кое-какое тесное сотрудничество всфере науки Ирану удалось наладить сАкадемией наук Татарстана впериод руководства еюв2006—2014 годах Ахметом Мазгаровым, возглавляющего Волжский НИИуглеводородного сырья (ВНИИУС). Тогда разработки всфере технологии сероочистки этого института внедрялись напредприятиях Ирана.
Отдельного внимания заслуживает религиозная сфера взаимоотношений Ирана иТатарстана. Из-за разницы врелигиозно-правовых школах ислама (вТатарстане— это суннизм, авИране— шиизм) религиозное влияние Ирана намусульман Татарстана носит ограниченный характер. Повоспоминаниям татарского духовенства, вчастности, имама Султановской мечети Казани Камиля Бикчентаева, вовремя обучения вБухарском медресе всоветское время среди студентов, втом числе иизТатарстана, велись разговоры опрошедшей в1979 году исламской революции вИране (эхо этого события докатилось идосоветского Узбекистана), впрочем, тогда дальше бесед наэту тему дело непошло.
В1990-е годы Тегеран, неимея своего диппредставительства вКазани, осуществлял свою миссию среди мусульман Татарстана через посольство вМоскве путем издания религиозной литературы нарусском итатарском языках: так, вТатарстане распространялись книги Мусави Лари «Западная цивилизация глазами мусульманина» (1992), которая в2003 году вышла инататарском языке.
В1992 году был издан нарусском языке труд Али Мухаммада Накави «Ислам инационализм», атакже «Завещание» аятоллы Хомейни нататарском языке. Полемическая богословская литература также выходила вКазани: в2003 году нарусском языке было издано сочинение татарского богослова Джаруллы Мусы Бигиева (1875−1949) «Критика шиитских воззрений». Спустя три года в2006 году нарусском языке был опубликован перевод книги шиитского автора Абдулхусейна Мавсуви «Ответы навопросы Джаруллы (Бигиева)».
Другой формой религиозного взаимодействие Ирана смусульманами Татарстана следует назвать приглашение татарского духовенства итатарских мусульманских общественных деятелей вИран. Так, 2−7сентября 2003 года делегация Духовного управления мусульман Татарстана побывала вИране, где посетила Международный центр исламских исследований, который является отделением Исламской академии города Кум— духовной столицы мирового шиизма. Входе визита состоялись встречи свысокопоставленным исламским духовенством Ирана: аятоллой Мусави Лари, Макаримом Ширази и Ахмадом Сабри Хамадани.
13−15мая 2009 года тогдашний муфтий Татарстана Гусман Исхаков принимал участие вХХII Международной конференции посближению мазхабов вТегеране. Руководитель международного отдела ДУМ Татарстана Джамиль Юскаев участвовал вИране вконференции, посвященной палестинской проблеме (4−6марта 2009 года). 29−30апреля 2013 года вТегеране прошла международная конференция «Богословы иисламское пробуждение», организованная Всемирной ассамблеей исламского пробуждения сучастием верховного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи ипрезидента исламской республики Махмуда Ахмадинежада. Участие вконференции принял первый заместитель муфтия Татарстана Рустам Батров, который провел встречи сгенеральным секретарем Всемирной ассамблеи исламского пробуждения Али Акбаром Велаяти исглавой Всемирной ассамблеи посближению исламских мазхабов аятоллой Мохаммадом Али Тасхири.
В2011 году вТегеран пригласили лидеров женских мусульманских общественных организаций Татарстана Наилю Зиганшину (Союз мусульманок Татарстана) и Альмиру Адиатуллину (Союз мусульманских женщин Татарстана «Муслима»). Повозвращению вКазань эти организации организовали круглый стол «Роль женщины висламе. Современный мир иместо женщины вобществе.
Влияние традиций», куда пригласили выступить генерального директора Управления поженским исемейным вопросам Организации культуры иисламских связей Ирана Седиге Хеджази.
Попытки сформировать шиитскую общину вТатарстане Иран предпринимал смомента открытия своего генерального консульства вКазани в2007 году. Делалось это путем лоббирования проекта строительства шиитской мечети, однако нисветские власти, ниДуховное управление мусульман республики эту идею нетолько неподдержали, новыступили твердо против.
Таким образом, шиитская община вТатарстане де-факто существует без мечети ипредставлена двумя этническими группами: азербайджанцами итаджиками-шиитами, осевшими вЧистополе. Среди татар шиизм, заисключением отдельных случаев, неполучил распространения.
Азербайджанская община шиитов первоначально проводила свои богослужения вказанских мечетях «Нурулла» и«Закабанная», где они подоговоренности симамами организовывали свои отдельные моления. При этом ушиитов-азербайджанцев есть свои имамы: в2000-е годы духовными лидерами диаспоры были отец исын Иса иФариз Аскерзаде.
Последний в2012 году был депортирован изРоссии. Поодной изверсий, это произошло из-за того, что династия Аскерзаде старалась ориентироваться наАзербайджан вдуховном плане, втовремя как иранское консульство хотело, чтобы местные шииты находились под влиянием Тегерана, апотому иранские дипломаты могли быть причастны квысылке Фариза Аскерзаде изКазани вБаку (вслед засыном вскоре уехал вАзербайджан иего отец Иса). После этого имамом шиитской общины стал Шахсувар Исмаилов.
Сегодня уазербайджанцев-шиитов имеется своя мусалля (молельная комната) наЦентральном рынке Казани, однако они стараются еенеафишировать.
Таджики-шииты укрепили свое влияние вЧистополе (город в135км отКазани), где один изних Бихишти Кадиров, первоначально работавший наторговом рынке, вскоре стал через своих соплеменников проповедовать шиизм вмечетях «Нур» и«Анас» города. Причем онстал активно работать статарской молодежью.
Против этого возмущался в2009 году тогдашний мухтасиб Чистополя Ильнур Хуснутдинов, однако понепонятным причинам оннебыл поддержан вэтом вопросе муфтием Татарстана Гусманом Исхаковым (витоге Хуснутдинов покинул пост мухтасиба иуехал вБашкирию к Талгату Таджуддину ). Впрочем, после серии публикаций впрессе про ситуацию вЧистополе наэто обратили внимание, ивлияние таджикских проповедников вгороде несколько снизилось.
Исследователи отмечают, что формирующаяся инабирающая вес шиитская община России является проводником иранского влияния вроссийском обществе, хотя еевлияние пока нестоль сильно ивнушительно, как, кпримеру, позиции ваххабитов или сторонников турецких джамаатов.
Попытки Тегерана укрепить свое влияние вПоволжье и, конкретно, вТатарстане пока весьма скромные. Особенно это заметно, если сравнивать сприсутствием Турции врегионе. Иранская дипломатия старается работать наэтом направлении, делает это настойчиво, нопока без особых прорывов. Станетли иранский вектор внешней политики для Татарстана существенным, покажет только время.
Раис Сулейманов, эксперт Института национальной стратегии
Источник
(Всего одно письмо в неделю, чтобы ничего не пропустить)
