Пост21 февраля 2023, 20:32

Теория обнимашек против дачных заборов: как вырастить детей без неврозов на почве секса

Объятия увеличивают доверие к окружающим, а ограды вокруг домов порождают табу и страхи.
наука
антропология
секс
обнимашки
CC0 Public Domain / Теория обнимашек против дачных заборов: как вырастить детей без неврозов на почве секса
© CC0 Public Domain

Одна из моих любимых антропологических теорий изучает сексуальные отношения в разных обществах. Называется она attachment theory, потому что исследователи этого направления (взглядов, кружка?), изучив данные кросс-культурной выборки (186 обществ), обратили внимание на следующую зависимость.

Если родители (или те, кто их заменяет) держат маленького ребенка близко к телу (больше 50% дневного времени), то в таких культурах распространено спокойное отношение к сексу, нет особых фиксаций на запрете добрачного секса. Продолжительное и постоянное тетешканье и обнимашки уменьшают страх перед интимным контактом и увеличивают ощущение комфорта от контакта с другим человеческим телом. Также обнимашки в детстве увеличивают доверие к окружающим (поэтому я называю это объяснение теорией обнимашек).

Например, отцы у пигмеев ака — самые заботливые в мире (не шучу). Женщины постоянно что-то собирают и готовят, а мужчины в свободное от охоты время постоянно обнимают детей. Запретов на добрачный секс там нет, конфликта отцов и детей — тоже. Вот статья Барри Хьюита про это, а вот его знаменитая фотография отца и сына из народа ака.

А вот наличие в культуре дачных заборов ограждений вокруг своих домов уменьшает вероятность добрачного секса. Если ограды нет, то дети хорошо видят, чем там занимаются дяди и тети, — и у них нет нервозов и табу, и страха не вырабатывается.

Из этого следует неприятное: чем больше мы будем не давать ребенку ничего знать о сексе («рано такое еще читать»), тем менее открытыми и более нервозными такие дети вырастут. Я понимаю, что иду против страшного мейнстрима и психотерапевтических советов, но кросс-культурная антропология не врет, хотя мы говорим не об индивидуальных случаях, а о тенденциях на больших числах.

Александра Архипова, антрополог, автор Telegram-канала «(НЕ)занимательная антропология»
Информация об авторе
Александра Архипова
Александра Архипова
Антрополог, фольклорист

Кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Школы актуальных гуманитарных исследований ИОН РАНХиГС, приглашенный профессор Российской Подробнее...

* Мнения авторов постов и «Постсовета» могут не совпадать.

Далее: Камень во рту: что это все значит?

Понравился этот пост? Подпишись на рассылку

(Всего одно письмо в неделю, чтобы ничего не пропустить)