Ученые сделали огромный шаг к созданию лекарства от старости
Генетики из Гарварда научились перезапускать «клеточные часы».Все самые замечательные открытия проходят незамеченными — современные массы потребителей слишком тупы и ленивы, чтобы разглядеть будущее за стенками своих уютных пузырей. Вот и сейчас из каждого утюга должны идти репортажи о переворачивающем ход истории открытии генетиков из Гарварда. Что они сделали? Если вкратце: вылечили старость.
Альцгеймер, рак, сердечные заболевания, диабет — эти болезни уносят жизни львиной части пожилых людей. Но нет более распространенной «хронической болезни», чем сама старость: от нее слабеет зрение, пропадает память, болят кости. Если ты стар, ты автоматически в группе риска.
В свою очередь, омоложение — вечная мечта человечества. Вспомним о молодильных яблоках и банях из крови девственниц. Были и мириады других тщетных методов вернуть молодость, пока возможность вновь стать молодым окончательно не превратилась в нечто недостижимое и сказочное.
Время не повернуть вспять, скажете вы. Но старость, в отличие от возраста, — всего лишь состояние клетки, объясняет доктор Дэвид Синклер. То, что казалось нам необратимым, — всего лишь программный сбой.
Вы не ослышались. Ученый рассматривает старение в рамках теории, согласно которой отдельные гены не только являются инструкциями, запускающими в клетках процессы (это уже доказано), но и передают данные словно машинный код. На протяжении длительного времени это ведет к сбоям и накоплению ошибок.
То бишь старость — это засоренная ОС вроде древней винды, на которой запускали все подряд. А это процесс обратимый для профессионала, способного почистить стек и перезагрузить систему. В случае живого существа речь о генной терапии, которая перегружает клетки. Процесс тонкий, требующий грамотной отладки — можно вернуть клетки в состояние при рождении. Поэтому Синклер и его команда разработали особую процедуру, перезапускающую «клеточные часы» на 57%. Опыты велись, естественно, на мышах.
Результаты феноменальные: ученые научились как омолаживать, так и старить мышей. Буквально — они подчинили себе сам процесс старения, словно изобрели машину времени, но для каждого отдельного существа.
Стоит подчеркнуть, что процесс перезагрузки клеток сложный и многоступенчатый — например, можно вернуть человеку зрение 20-летнего, но для этого потребуются множество уколов в глаз. Причем я сильно забегаю вперед — сейчас опыты находятся в стадии перехода от мышей к приматам. Если обезьяны также смогут быть починены методами генной терапии — тогда придет черед людей.
И тут я не могу не задуматься, как это изобретение будет использоваться в мире позднего капитализма и киберпанка. Не станет ли вечная молодость уделом кучки элиты, способной заплатить за услуги вип-генетиков? А обратный процесс ускоренного старения вполне может применяться для расправы над диссидентами.
У любого, самого позитивного научного открытия всегда есть обратная сторона. Будем надеяться, у лекарства от старости не будет слишком много побочных эффектов.
Реб Йесод для Telegram-канала «Русский футурист»
(Всего одно письмо в неделю, чтобы ничего не пропустить)