Ульрих Бранденбург: для меня Москва – желанный вызов
Ульрих Бранденбург, Москва, Германия
Совсем недавно на свой пост заступил новый Посол Германии в России Ульрих Бранденбург. В эксклюзивном интервью порталу «Germania-online» славист по образованию Бранденбург рассказал о своем взгляде на партнерство между Германией и Россией, поделился кулинарными пристрастиями и признался, что на досуге с удовольствием читает произведения Булгакова.
— С какими ожиданиями и целями Вы приступаете к новой работе?
Я рад новым задачам, ожидающим меня как Посла в Москве.
К тому же Москва и Петербург уже хорошо знакомы мне, ведь я уже жил здесь ранее. Правда, сейчас это встреча со страной, которая за последние годы сильно изменилась. Цель каждого Посла Германии в России – развитие уже вполне доверительных и тесных двусторонних связей.
Согласитесь, Германия и Россия нужны друг другу как партнеры для обеспечения безопасности, стабильности и благосостояния в Европе и за ее пределами. Мы нужны друг другу в решении вопросов модернизации, энергобезопасности, контроля над вооружениями и разоружением, а также для всемирной борьбы с терроризмом.
И, разумеется, мне бы хотелось, чтобы взаимное сращивание шло на пользу людям в России, Германии и Европе.
— Престижна ли Москва как место работы в германском МИДе?
Благодаря разнообразию задач здешнего Посольства, положению России на международной арене, интенсивности наших двусторонних отношений, а также культурному богатству России Москва – без сомнения, интересный и желанный вызов для каждого немецкого дипломата.
— Вы уже два раза работали в России: в середине 80-х в Консульстве в Ленинграде, а затем в Посольстве в Москве. Какие впечатления о перестройке у Вас остались?
Для нас, западных наблюдателей, это было невероятное и захватывающее время перелома в системе, которая в политическом и экономическом отношении отчетливо доживала свои последние дни.
Мы вдруг стали свидетелями критических и самокритичных дискуссий, стало интересно читать газеты, традиционные догматы веры подверглись сомнению. Правда, тогда трудно было предвидеть, как изменятся сама страна и Европа за эти немногие годы. Иногда бывают такие периоды, когда исторические процессы сгущаются: нечто похожее произошло в 1989 году с воссоединением Германии. Во всяком случае я благодарен судьбе за то, что мне довелось стать непосредственным свидетелем этих двух событий.
— Вы были Постоянным представителем Германии в Совете НАТО и занимались вопросами безопасности.
Как Вы оцениваете потенциал отношений между Россией и НАТО?
Уже в середине 90-х годов, как сотрудник НАТО, я участвовал в расширении партнерства с Россией: тогда, в 1997 году, основополагающим актом о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности были созданы политические и организационные рамки для таких отношений. С тех пор у нас были взлеты и падения.
Особенно положительно я оцениваю совместное участие войск Альянса и России операциях по поддержке мира на западных Балканах. С другой стороны, были и периоды затишья – после косовского кризиса в 1999 году и грузинского конфликта в 2008.
Для своих членов НАТО – центральное место формирования позиции по вопросам политики безопасности и важный инструмент совместных действий, когда требуется участие вооруженных сил, как сейчас в Афганистане. Именно эта военная операция показывает, что у России и НАТО много совместных интересов.
Я надеюсь, что на их основе удастся создать новую динамику. Мы должны перестать обслуживать вчерашние образы врага и вместе противостоять реальным вызовам.
— Какие меры следует принять России и Евросоюзу для совершенствования своих отношений?
Россия и ЕС во многих отношениях зависят друг от друга, а их стратегическое партнерство развивается на основе совместных ценностей. Выражением этого стали проходящие сейчас переговоры по новому рамочному соглашению.
Мы заинтересованы заключить всеобъемлющее и амбициозное соглашение, новое по качеству и по сути, и соответствующее будущим вызовам. Германия активно включается в этот процесс и находится в тесном диалоге с европейскими партнерами, поддерживая усилия страны-председателя Совета ЕС.
— Как Вы оцениваете состояние и перспективы туристического обмена между Россией и Германией?
В эту сферу был привнесен ряд новшеств, цель которых – упростить процедуры подачи заявлений о выдаче виз в консульских представительствах в России. Здесь следует также упомянуть создание отдельного окна для лиц, часто ездящих в Германию, улучшенную организацию сроков подачи заявлений, а также ощутимое сокращение ожидания.
Визы и обязательная регистрация остаются помехами в туристическом обмене. В конечном счете, по неизменному уже многие годы высокому числу заявлений видно, что желание россиян ездить в Германию не ослабевает. Ни с одной другой европейской страной нет такого количества личностных контактов, как с Германией.
— Когда Вы впервые посетили Россию?
В 1976 году в рамках партнерских связей с Ростовом-на-Дону. Хотя Дортмунд и не мой родной город, но организаторы из этого города искали студентов, говоривших по-русски.
Я тогда впервые столкнулся с практикой.
— Вы изучали славистику. Какие русские авторы Вам наиболее близки?
Как давно это было! В те времена я очень увлекался Чеховым, читал Булгакова и Зощенко.
— Какие кулинарные пристрастия появились у Вас за время службы в России?
Домашние пельмени и грибы в любом виде!
— Удалось ли Вам приблизиться к разгадке «таинственной русской души»?
Я бы не стал это утверждать. Но моя супруга и я попытаемся, как и прежде, еще больше приобщиться к жизни в России.