В империи окраин нет

Мне почему-то было лень идти на метро, и я решил подождать наземный транспорт на остановке, которая находится рядом с Первомайским сквером.
Неподалеку от меня стояла какая-то девушка азиатской внешности, судя по всему, тувинка. Мимо нас проходил русский паренек, который ни с того ни с сего подошел к ней и буркнул (именно буркнул): «Россия для русских. Иммигранты вон из России». Девушка сделала вид, что это к ней не относится.
Я подошел к пареньку и попросил лично для меня повторить все сказанное. Парень почему-то обиделся и, сказав: «Дядя, тебе что больше всех надо?», неспешно удалился в сторону сквера.
Я не стал его догонять, поскольку тоже обиделся. Мне ведь хотелось развернуть дискуссию, к примеру, на тему «Евразийство – будущее России?». Но потенциальный оппонент почему-то удалился, а зря. Мне было, о чем подискутировать…
Между прочим, паренек, как и его, увы, многочисленные единомышленники, сами того не понимая, толкают Россию к сепаратизму. Лозунг «Россия – для русских» является откровенным призывом к расколу федеративного государства на множество удельных княжеств и толкает многонациональную и многоконфессиональную страну к гражданской войне.
С тем же успехом тувинцы могут заявить, что Тува – для тувинцев, буряты – что Бурятия для бурятов, и так далее. Нам только этого не хватало. И так Северный Кавказ вот уже второй десяток лет является горячей точкой. Не хватало только одного. Отделения Руси от России.
У тех, у кого плохо с памятью, я напомню, что распад СССР был спровоцирован желанием национальных республик к самостоятельности. Все было б ничего, кабы покойный Ельцин тоже не заявил, что Россия должна быть самостоятельной.
То ли от Союза нерушимых, то ли от Киргизии с Азербайджаном (только для примера). И ведь его в этом поддержали… коммунисты, которые почему-то вспомнили, что нет отдельной коммунистической организации для РСФСР. Где вся эта свистопляска с суверенитетами закончилась? Правильный ответ: Беловежская пуща.
Впрочем, процесс развала при Горбачеве был в любом случае неизбежен. Вопрос касался только времени развала.
Слава богам, что у нас не случился югославский сценарий. За все время было только две пост-советских войны: Армения – Азербайджан и Грузия – Россия. Одна перешла в вялотекущий процесс, другая, по дурости Саакашвили, начавшего войну, получилась скоротечной…
Да и ладно, политики и без меня разберутся, как эти войны закончить. Я ведь о чем хотел сказать? Я хотел сказать о том, что перспективной идеей для России является евразийство.
Только не в том понимании, о котором талдычат многомудрые мужи от философии.
Я понимаю евразийство как процесс культурного обмена. Не только русская культура обогащала, допустим, алтайцев. Процесс шел и в другую сторону. Изучая алтайский фольклор, я нашел достаточно удивительные вещи. В одном из эпосов есть упоминание (!) о том, что император Александр I отрекся от престола и ушел в скит. Правда, при этом он попросил править страной алтайца…
Россия и Советский Союз были, при всех издержках, удивительно толерантными к нацменьшинствам странами.
Многое в этих странах было неправильно и неверно. Были еврейские погромы, черная сотня, высылка крымских татар, чеченов, ингушей… Но, тем не менее, империя старалась не вмешиваться в дела нацокраин. И всячески старалась доказать, что для царя, для коммунистической идеи – все равны.
Когда эта идея, имперская идея, что все равны, возводилась в абсолют, то окраины империи (с точки зрения паренька инородцы) платили сторицей.
Приведу один пример. 1943 год. Мой отец Омар Байжанов попал-таки в плен и очутился в Бухенвальде.
Ему там предложили сделку – поступай в туркестанский легион, и тебе будет пайка, да и вообще почти свобода.
Мой отец ответил им на языке Шиллера и Гете, что он ни за что не запишется в это легион.
— Почему? Ты же казах? – удивились фашисты.
— Нет, я – русский! – гордо ответил мой отец. И через полгода при помощи таких же, как и он русских (которые при этом были грузинами) взял и сбежал…
И на мой вопрос (я тогда был маленький, учился в четвертом классе), а почему он сказал, что он – русский, мой немногословный отец (он в день говорил две-три фразы) разродился тирадой:
— Я их (фашистов) с их новым порядком к себе в гости не приглашал.
И если они считали, что тот, кто даже в плену не сдается – русский, значит и я – русский.
В этой тираде и заключается весь смысл непобедимости Советского Союза. Непобедимости любой империи. Империи не проигрывают войны. Потому, что в империи нет окраин. Окраина – часть империи.
Россия должна быть для русских! Но при этом надо сделать так, чтобы я (любой алтаец, тувинец, татар, якут и т.д.), как мой отец, мог смело сказать: «Я – русский!».
P.S. Если кто-то увидит парня в белой помятой футболке и потертых джинсах, повторяющего, как мантру, «Россия – для русских», пожалуйста, перескажите вкратце мой текст…
Ерлан Байжанов,
(Всего одно письмо в неделю, чтобы ничего не пропустить)
