Внучка снайперши Павличенко: На похороны прийти не решилась

Родные снайперши Людмилы Павличенко раскрыли тайны ее биографии и высказались о снятой про нее «Битве за Севастополь». Российско-украинская военная драма «Битва за Севастополь» собрала рекордное количество зрителей— более 830 тысяч. Фильм Сергея Мокрицкого, выпущенный в прокат в преддверии 70-летия Великой Победы, посвящен женщине-снайперу Людмиле Павличенко. В Греции мы нашли ее внучку.
Она рассказала, почему не была на похоронах бабушки, о дружбе советской «Леди Смерть» с Элеонорой Рузвельт и по каким причинам не может вернуться на родину. Со своим первым мужем Людмила познакомилась на одном из танцевальных вечеров в доме культуры. Алексей Павличенко был старше, умело ухаживал и легко вскружил голову 15-летней девчонке. После очередного вечера они сбежали в сад. «Алексей снял пиджак и постелил его под старым большим деревом. Они сели рядом, обнялись, и Людмила впервые поцеловала его сама. Лучший танцор города Белая Церковь (Киевской области. — Ред.) расценил это как сигнал к решительным действиям» (из книги Аллы Бегуновой «Одиночный выстрел»).
Будущая «Леди Смерть» уже в детстве имела твердый характер Фото: семейный архив Наутро после ночи страсти Алексей укатил по работе в Херсонскую область, а спустя еще два месяца оказалось, что девушка беременна. Родители поддержали Людмилу в решении рожать, и вскоре влюбленные поженились. Но жить в семье будущий папа не стал. Жену и сына он увидел только через несколько месяцев после появления малыша на свет. Людмила выглядела довольно равнодушной и вскоре после этой встречи подала на развод.
— Она никогда не рассказывала о своем браке, — повествует Алла Игоревна Бегунова, историк русской армии, консультант фильма «Битва за Севастополь».
— В документах замужество Людмилы Михайловны не отражено. Несмотря на столь юный возраст и статус матери-одиночки, Людмила не испугалась трудностей.
После тяжелых домашних дел и вечерней школы она шла на завод, где работала шлифовальщицей. Руки будущего снайпера практически всю смену находились под холодной водой, от которой ломило суставы. Мечтая стать ученым-исследователем, девушка поступила в университет на исторический факультет. После сдачи очередного зачета с однокурсниками отправилась в парк, где находился передвижной тир. Первые же выстрелы показали, что у нее настоящий талант. Инструктор тира написал докладную ректору, и буквально через пару дней ее отправили на курсы снайперов.
В июне 1941 года Людмила пошла на фронт: «Девушек в армию не брали, и мне пришлось пойти на всевозможные уловки, чтобы тоже стать солдатом». В итоге рядовую Павличенко зачислили в 25-ю стрелковую дивизию имени Василия Чапаева.
В 16 лет Павличенко стала матерью-одиночкой Фото: семейный архив — Мать не знала, что дочь отправилась на фронт, — рассказывает Алла Бегунова. — Спустя несколько месяцев отправила домой письмо: «…Я — красноармеец-снайпер, уже насолила румынам и немцам, и они меня, гады, присыпали землей…»
Уже в одном из первых боев Павличенко заменила погибшего командира взвода, была контужена разорвавшимся вблизи снарядом…
В 25 лет она сочеталась браком с младшим лейтенантом, напарником-снайпером Леонидом Киценко. Во время очередной снайперской разведки Киценко оказался смертельно ранен. Павличенко вытащила его с поля боя, но раны оказались слишком тяжелыми — через несколько дней он умер в госпитале. Потеря любимого для Людмилы стала большим ударом. У нее начали дрожать руки, что для снайпера было недопустимо. Женщина стала жестоко мстить, истребляя врагов и обучая меткой стрельбе молодых бойцов.
Работа над сценарием «Битва за Севастополь» шла около двух лет, съемки проходили с ноября 2013 по июль 2014 года. Главную роль Людмилы Павличенко посчастливилось сыграть Юлии Пересильд. Актриса проходила пробы, будучи на шестом месяце беременности.
— В Юле я почувствовал какую-то необъятную силу, как в главной героине, — говорит режиссер. — Для меня это похоже на любовь.
Несмотря на то, что Юля ждала малыша, она мужественно справилась с тяжелыми физическими и моральными нагрузками: ползала по земле в жару с автоматом, никогда не пасовала перед трудностями. Юлина игра — больше, чем талант. Она прожила часть жизни Павличенко.
Женщина-легенда прониклась обаянием Элеоноры Рузвельт, и они подружились Фото: архив Библиотеки Конгресса США — Когда только запускали фильм, название было одно — «Битва за Севастополь», — говорит Мокрицкий. — После событий 2014 года на Украине было решено дать второе имя картине — «Незламна», что значит «Несгибаема».
Главное, что названия точно отражают смысл картины. И многие на Украине в нее верят, что не может не радовать. Несмотря на то, что команда была из России и с Украины, это никак не отразилось на процессе съемок. Мы были объединены общим делом, несмотря на сложную политическую ситуацию.
Наше кино — больше, чем кино.
Это лучшее украинское кино за годы независимости. Вместе мы сила, а вот по отдельности мы ничего не можем. Биограф Алла Бегунова считает, что Пересильд вовсе не похожа на Людмилу Павличенко. — Юлия — прибалтийская белобрысая стервочка, а Людмила — южная, у нее карие глаза.
Несмотря на то, что она снайпер, ей были присущи эмоциональность, темпераментность, веселый нрав. В одном эпизоде она говорит свою знаменитую речь: «Джентльмены, мне двадцать пять лет. На фронте я уже успела уничтожить триста девять фашистских захватчиков. Не кажется ли вам, джентльмены, что вы слишком долго прячетесь за моей спиной?!»
Разве после исполнения этих слов в трактовке Пересильд люди пойдут за героиней? Видимо, Сергею Мокрицкому понравилась Юлия, хотя на съемках севастопольцы не очень-то радостно ее воспринимали. Актриса сейчас активно пользуется славой, а самой Павличенко от этого ни жарко ни холодно. В интернете многие пишут, что Людмила Михайловна и вовсе не была снайпером.
— Эти люди хотят самоутвердиться за счет умершего человека, — возмущается Бегунова. — Людмила Павличенко была снайпером, и это отражено в документах. В 1942 году штабом Приморской армии был выдан диплом, который хранится в Центральном музее Вооруженных сил РФ: «…бойцу-снайперу, старшему сержанту Людмиле Павличенко, уничтожившему 252 фашиста».
Она всегда боролась за справедливость и часто нарывалась на конфликт. Во-первых, командуя взводом, всегда добивалась, чтобы ее бойцам предоставлялось хорошее снаряжение. Во-вторых, как в мире, так и на войне полно завистников. В-третьих, ей не простили брак с младшим лейтенантом Киценко (ниже ее по званию). Тем более у нее было много поклонников, но всем она отказывала. Внучку снайперши Алену сначала хотели назвать в честь Элеоноры Рузвельт.
Алена Павличенко живет в Греции с двумя детьми и является членом Союза художников Греции. — Уже отвыкла от России и не хотела бы возвращаться. С 1989 года живу здесь, это теперь мой дом. Несмотря на то, что у нас сейчас кризис, мне средств вполне хватает. Конечно, хотела бы навестить могилу бабушки и отца. Ведь последний раз в Москве была в 2005 году. Алена Ростиславовна не признает Пересильд в роли своей бабушки. — Безусловно, очень приятно, что страна помнит героев.
В «Битве за Севастополь» показана история с одного ракурса, многие частности не были рассмотрены, к сожалению. Актриса, конечно, не похожа на бабушку. Юлия показала ее очень молчаливой и холодной. Людмила Михайловна была яркой и темпераментной. Видно, что актрисе ее сложно играть. Вдова сына Павличенко — Любовь Давыдовна Крашенинникова, майор МВД в отставке — тоже отметила непохожесть Юлии Пересильд на ее легендарную свекровь: — Людмила Михайловна была снайпером, но это не значит, что в жизни она суровая и сдержанная. Наоборот, это был добрейшей души человек. А актриса показала Павличенко молчаливой и везде одинаковой. Больше всего меня поразили ее холодные отношения с семьей, как будто в чем-то провинилась. Она очень любила свою семью и относилась к ней с нежностью.
По мнению близких Павличенко, актриса Юлия Пересильд в картине про легендарную снайпершу выглядит неправдоподобно.

— Бабушка очень любила детей и никогда меня не наказывала, — с любовью вспоминает внучка Павличенко. — Мы жили душа в душу. Чего только стоил один ее глубокий и нежный взгляд! Несмотря на то, что я была довольно шустрым ребенком, она мне все всегда прощала. Если я что-то делала неправильно — приподнимала бровь и внимательно вглядывалась в глаза. Становилось понятно, что делать так нельзя — это было худшим наказанием!
Она всегда была чем-то занята — в разъездах. До сих пор не могу представить, как она пережила весь ужас войны! Дома мы никогда не говорили о войне, да и она об этом не хотела говорить. Это страшно. Тем не менее после всего она сумела сохранить нежность, женственность и человечность. Мало кто знает, что Алену Павличенко хотели назвать в честь Элеоноры Рузвельт. — Бабушка была в дружеских отношениях с Рузвельт и пообещала, что назовет меня в ее честь.
Элеонора это запомнила и спустя месяц к нам пришла посылка с серебряной ложечкой для младенцев с гравировкой «Элеонора Павличенко». Мама была против этого имени и решила назвать меня в честь прабабушки — Елены Трофимовны. Бабушка ласково называла меня Ленчик. Кстати, у меня до сих пор хранятся эта ложечка и бабушкин военный берет.
Помню, у бабушки в шкафу стояла фотография с девочкой, и до семи лет я думала, что это мое фото, — продолжает Алена. — Когда узнала, что это другая девочка, то закатила сцену ревности. Она улыбнулась, погладила по голове и сказала, что меня очень любит. Оказывается, это просто девочка из Канады. Вообще, бабушка очень любила детей и никогда не отказывала им в фотографии или автографе.
До последнего дня Людмила Михайловна заботилась о внучке. — Незадолго до ее кончины мы лежали вместе в больнице, но в разных отделениях.
Она уже не могла вставать из-за опухших ног — возили в коляске. Несмотря на тяжелое состояние, все время спрашивала обо мне, приезжала ко мне в палату и желала здоровья. В 70-е годы Людмиле Михайловне становилось все хуже и хуже. Полученные травмы и ранение в печень на войне дали о себе знать.
— Она умирала очень тяжело и буквально на руках сына, — повествует невестка Любовь Давыдовна. — Ростислав очень переживал за здоровье мамы. Ради того, чтобы заботиться о ней, уволился с работы и выполнял обязанности сиделки. Он очень любил мать и хотел быть с ней до последнего. Перед уходом она выругалась матом и сказала: «Подыхаю, Славка!» Герой Советского Союза умерла 27 октября 1974 года и была похоронена на Новодевичьем кладбище.
— О ее смерти мне сообщили родители — это было огромным ударом, — вспоминает внучка. — Не смогла прийти на похороны и видеть в гробу — хотела запомнить ее живой. Последний раз на ее могиле была десять лет назад.
Сын Павличенко — Ростислав — скончался на 76-м году жизни. На даче у него случился инсульт. Когда приехали врачи, отказались забирать его в реанимацию, сославшись на возраст. Через неделю он умер в больнице. Свой последний визит в Россию Алена запомнила надолго, чуть не угодив за решетку.

Могила Людмилы Павличенко на Новодевичьем кладбище
— У Славы на стене висели кортик и небольшой револьвер, которые остались после легендарной мамы, — говорит невестка. — Алена решила их забрать с собой в Грецию. Когда проверяли багаж в Шереметьево, ее задержали, сославшись на незаконный провоз оружия. Спустя время якобы провели экспертизу и выявили, что кортик и револьвер — культурная ценность.
На Алену завели уголовное дело по статье «Контрабанда», ей грозило 7 лет лишения свободы. Слава очень переживал, писал много писем, но все без толку. — Действительно, не подумала, что нужно документально оформить эти вещи, — сожалеет внучка Павличенко.
— Более того, у меня их отобрали. Спустя время стала их искать, но их и след простыл…
Источник
(Всего одно письмо в неделю, чтобы ничего не пропустить)
