Военные игры и игрушки советских детей (окончание). Детское техническое творчество Страны Советов.
Самая моя любимая самоделка, пришедшая из моего детства: виброход из мыльницы.
Сразу хочу сказать, что не я придумал принцип виброхода. Я прочитал о нем сначала в журнале «Моделист-конструктор».
И модели виброходов тоже делали до меня. Я всего лишь придумал делать корпус из… мыльницы, а ставить его не на кусок мехового воротника и не на платяные щетки из щетины, а на четыре зубные щетки. И это оказалось тем, что надо! Такую самоделку дети в кружках стали делать за 30 минут и… сразу выходить на соревнования – «гонки виброходов»! Как я уже писал, мой дед Петр Константинович Таратынов в годы войны заведовал пензенским гороно, был награжден орденами Ленина и Знак Почета, а после до 70 лет работал в одной из школ города учителем труда и географии. Дома поэтому у меня был и полный набор всевозможных инструментов, да и работать меня с ними он начал учить очень рано.
Обложка книги, очень сильно повлиявшей на мою судьбу.
Ну, а тут школа и там мне все эти умения пригодились. Хотя… и не все там было так, как того бы мне хотелось. Например, в начальной школе моя «первая учительница» (о мертвых либо ничего, либо хорошо) учила нас и пуговицы пришивать, и рамки картонные нитками обматывать (творчество такое вот было!), и коробочки из открыток сшивать и… все! Ни на что большее ее не хватало! А ведь уже тогда и, в частности, лично у меня были книги по детскому техническому творчеству с самыми простыми, но интересными самоделкам. Но… фиг вам! А чаще вместо труда у нас была математика!
Фотоаппарат из книги «Сто затей двух друзей» сделан из спичечного коробка и самое интересное, что им можно было снимать! С пятого класса мальчики работали отдельно, а девочки отдельно.
Они учились готовить (я бы тоже не отказался, хотя научился сам, так уж пришлось!), а у нас сначала было столярное дело, потом слесарное, потом токарное и все! Чем занимались? Опять же самым примитивом. Делали скворечники, табуретки, ручки для метел и зубья для граблей. Ох, сколько я этих зубьев наточил напильником, а потом расклепывал собственно в граблях. И опять-таки на этом все! Хотя время было такое, когда наши космические корабли бороздили просторы вселенной.
Моя статья из журнала «Юный техник» (1984 г.) Впрочем, я делал модели ракет, но почему-то в химическом кружке, а вот так, чтобы в школе работало что-нибудь «техническое», не припомню.
Впрочем, рядом был ДК им. Кирова и вот там-то такие кружки были. Авиамодельный, судомодельный и даже театральный… и во всех я был записан, но подолгу нигде не задержался. Почему? А вот судите сами… Пришел в авиамодельный и дали мне сразу делать модель планера из набора ДОСААФ. Фанера – ломкая, древесина «сэконд хэнд», навыков у меня никаких. Ну… я тут же весь набор и запорол! А нового нет, лимит исчерпан! Жди месяц! Вот я месяц ходил, смотрел на более удачливых товарищей, а потом успешно запорол и второй набор – поспешил их догнать! Ну, и ушел, конечно.
Все тоже самое получилось и в судомодельном. Дали мне модель «большого охотника». Набор сосновых деревяшек! Кое-как я их обточил, гвоздей набил в палубу – поручни! В общем, вышла «модель» – «выкрасить, да выбросить»! Дрова, одним словом! Настала очередь театрального кружка. Пришел, проверился – «данные есть!» и дали мне роль в детском спектакле. Сначала просто читать.
А потом… переписывать. Переписывать 35 страниц! Ну, я тут же им все отдал и поскорее оттуда смотался. Мало мне в школе русского языка…
Вот этот станок я сделал, опробовал в работе и написал о нем статью в журнал «Моделист-конструктор», где его оценили по достоинству. Сделать его нетрудно, а, имея такой станок, уже можно организовать в школе кружок! То есть методика работы там была самая примитивная, вроде как обучение плаванию в XIX веке, когда считалось, что самое лучшее, это бросить ребенка в воду и если поплывет, то поплывет. А нет, так нет! Вот я и «не поплыл» ни в одном из этих кружков, а поскольку потом сам руководил многими детскими кружками, могу ответственно сказать – плохие там были руководители.
Педагоги на букву «Г». Дети еще ленивее взрослых, это надо постоянно помнить. Работу они должны в самом начале выполнить за 40 минут, и чтобы был результат и для них самих и… для их родителей! Дольше внимания и интереса не будет никакого.
Модель подводной лодки, сделанной из пенопласта на токарном станке. Но так было и будет всегда, что то, что было плохо в одном месте, компенсировалось хорошим в другом! В те годы по московскому телевидению шла 30-минутная телевизионная передача «Сто затей двух друзей», в которой дяденька ведущий и «двое друзей» мальчишек мастерили прямо в эфире разные самоделки.
Потом по ней вышла книжка, и когда я ее купил, счастью не было предела! Как она мне нравилась, я как будто бы сам с ними все это делал! Другая ТВ-передача шла по ленинградскому телевидению и тоже раз в месяц, а называлась она «Операция «Сириус-2»». Вроде бы к нам на Землю с звезды Сириус прилетели два робота Трикс и Меха (один из них до этого снимался в кинофильме «Планета бурь»), чтобы познакомиться с нашей жизнью. И вот они и знакомились, а заодно с наукой, техникой, производством.
Вон он робот из кинофильма «Планета бурь» и телепередачи «Операция «Сириус-2».
Внутри сидел физкультурник, вот как! Одним словом, эти две передачи оказали на меня большое воздействие. Из спичечных коробков я тогда сделал модель броненосца и «пароход Тома Сойера», по журналу «Юный-техник» аэроплан «Илья Муромец», а из пластилина диораму с двумя динозаврами и охотящихся на них первобытных людей. Это после прочтения книги «Затерянный мир» Конан Дойла.
Потом были довольно дешевые сборные модели самолетов из пластмассы производства ГДР. Конечно, в основном пассажирские лайнеры, но были среди них и Ту-95, и МиГ-21 и, почему-то, шведский СААВ-35 «Дракен». Целые каникулы склеивал «Потемкин» и «Аврору», но не знал, что их надо красить. Хотя с другой стороны, а чем бы я их красил в то время? Склеивал модели Т-34, КВ-85, ИС-3, ИСУ-122 и ИСУ-152 фирмы «Огонек» и всегда недоумевал, где БТ, Т-26, Т-35… В итоге уже во взрослом состоянии в 1982 году сделал все их сам и на конкурсе игрушек ЦК ВЛКСМ и Минлегпрома получил второе место, диплом и… 250 р. премии. «Но делать ваши игрушки мы не будем, – сказали мне тогда на заводе.
– Зачем выпускать новые игрушки, когда каждый год подрастают новые дети!» Такая вот у них была маркетинговая политика и, судя по их сегодняшнему ассортименту, она не слишком изменилась за все эти годы.
Изготовление установки «пневмостарт» (начало в предыдущем материале). Вот так в отношении «дерева» я и ограничился «моделированием» винтовок со шпингалетным затвором, а иные «самоделки» в этом роде только со вздохом рассматривал на картинках в журнале «Моделист-конструктор» – эх, мне бы так. Но зато склеивал гэдээровские модели и «огоньковские» – и то хорошо.
И тут вышло так, что после «бесплатного обучения» в институте меня направили «отрабатывать» в деревню на три года. И там пришлось вести кроме истории, обществоведения, географии и английского языка еще и… труд, и… школьный технический кружок. Был там, кстати, и кабинет труда с топором, пилами и рубанками и… все! Хватит, милый, сельским детям для научения трудовым навыкам больше ничего не нужно! «Исходите из местных условий!» – сказал мне директор, и пришлось «исходить». Что я там с ребятами делал? О, метательные машины древних для кабинета истории.
Модель яхты, которая плавала в местных водоемах, модель ракетного катера (настольную), вездеходы-виброходы на щетках с корпусом из мыльниц. И много чего еще. И не просто делал, а все записывал: как, из чего, какова трудоемкость по времени.
А вот это модели для запуска при помощи установки «пневмостарт». Вернувшись через четыре года домой, я обнаружил, что все места в местных вузах заняты, а в школу после сельской школы идти не хотелось, и я пошел работать на ОблСЮТ – Областную станцию юных техников.
И одновременно пришел на местное телевидение с предложением вести ТВ-передачи для детей по техническому творчеству. «А вы их когда-нибудь вели?» – спросили меня на ТВ. Нет, никогда, ответил я, но сказал, что уверен в успехе. После сельской-то школы… В первый же год мои ребята за свои работы получили первые в истории пензенской ОблСЮТ золотые метали ВДНХ СССР, их работы попали в павильон «Юных техник». Отметили их на Всесоюзном конкурсе «Космос», который проводил тогда журнал «Моделист-конструктор».
И, к слову сказать, как все это было хорошо организовано. Детей свозили в Москву, селили в приятных местах, хорошо кормили, возили в «Звездный городок». В жюри сидели «настоящие космонавты» и все это, конечно, на ребят действовало очень сильно. На СЮТ, правда, мне давали 15 микроэлектродвигателей ДП-10 на месяц, а мне надо было на ОДНО ЗАНЯТИЕ! Но… лимит! А бухгалтер просто лютовал, когда я приносил ему чеки на мыльницы и зубные щетки. «А крем для бритья вам не надо?!» Работать так, понятно, было нельзя.
Тогда я устроил, наверное, первое в истории этой организации родительское собрание и сказал: хотите профанации – все останется, как есть. Хотите дела – платите за все сами, и дети принесут вам ваши деньги в виде самоделок! И к чести родителей все поняли, потому что видели результат. С тех пор у меня не было проблем ни с моторчиками, ни с мыльницами, но… если бы об этом узнали в ОБЛОНО, неприятностей у меня было бы очень много. Ведь кружки-то у нас были бесплатные!
Изюминка конструкции: муфта повышения давления.
Своих ребят-кружковцев я постоянно «таскал» на ТВ, а там шли циклы передач один за другим: «Давайте делать игрушки», «Студия ЮТ», «Звезды зовут!», «Ребятам-изобретятам». Даже когда я учился в аспирантуре с 1985 по 1988 год, передачи продолжались на ТВ Куйбышева (Самары) под названием «Мастерская школьной страны». Все сценарии «складировались», после чего по ним стали одна за другой выходить книги: «Из всего, что под руками» (Минск, «Полымя»,1987 г.), «Когда уроки сделаны» (Минск, «Полымя», 1990 г.), «Для тех, кто любит мастерить» (Москва, «Просвещение», 1991 г.).
Была написана и четвертая: «Модели на любой вкус». Но ее набор в издательстве был рассыпан в 1993 году из-за экономических трудностей в стране. Некоторые говорят, что «вот раньше было, а сейчас». Как было раньше, я написал. А как сейчас тоже знаю потому, что теперь помогаю делать все то же самое уже в школе, где учится моя внучка. И…все есть, в принципе.
Те же кружки, в том числе и бесплатные, слеты, «дни технического творчества школьников». Что хорошо? Не стало откровенных «дров», как те, что назывались творчеством в мое детство. Зато сейчас из набора готовых деталей собирают в кружке роботов и говорят: «творчество»! Нет, это не творчество. Творчество — когда надо еще и немного попилить, сделать нечто своими руками. Стало… еще больше показухи и благодарности «нашим уважаемым спонсорам».
Но детям не с чем сравнивать, дома им пилить и клепать не дают, поэтому они рады и этому! И вот еще, что мне совершенно не нравится. Когда моя дочь в 1982 году пошла в первый класс, я пошел вести кружок у нее в школе. И они по моей методике и моим книгам все делали в отношении 80 к 20. То есть у 80 все получалось, а у 20 было кое-как. Сейчас, когда то же самое повторилось в классе внучки, пропорция перевернулась.
То, что тогда дети делали в первом классе, сейчас они осилили только во втором. 20 делают кое-как, у 80 вообще ничего не получается, хотя они и стараются. Я не изменился (в смысле навыков), методика не изменилась. Значит, изменились дети, причем, не в лучшую сторону. С учебой они еще худо-бедно справляются. А вот работать руками и одновременно головой для большинства очень тяжко! Кстати говоря, на ВО присутствует немало отставных офицеров, инженеров, конструкторов.
Что толку жаловаться, что «мы были другими, а вот они сейчас…» Почему бы им не взять и не отправиться в школы вести те же технические кружки, учить с первого-второго класса работе с бумагой, картоном, самотвердеющими пластиками? Ведь сейчас-то все есть, и родители с деньгами не откажут – находят же они по 1500 р. на танцевальные костюмы? Но многие ли из их детей станут профессиональными танцорами? И вот им бы внушить и их детям тоже, что умелые руки развивают еще и мозги, и если руки у тебя дружат с головой, то это всегда и везде верный и хороший заработок!
А вот такое усовершенствование «пневмостарта» предлагается в Интернете.
Тут главное «резко выдохнуть много воздуха», что и достигается не насосом, а весом самого ребенка! Цветные рисунки А. Шепса.
Об этом пишет сегодня Военное обозрение.
(Всего одно письмо в неделю, чтобы ничего не пропустить)
