Врачи объяснили, почему человек с пересаженным сердцем свиньи прожил недолго
Скорее всего, причина — в полиорганной недостаточности и «нервной» реакции иммунитета.В журнале «Ланцет» Мохаммед Мохуиддин и его коллеги, которые подготовили и провели в начале прошлого года трансплантацию сердца генетически модифицированной свиньи 57-летнему Дэвиду Беннетту, опубликовали статью, где попытались разобраться в причинах относительно недолгой жизни реципиента после операции. Относительно — потому что среди людей он первый, сравнивать особо не с кем. Но бабуины жили по 3 года, то есть потенциал есть. Почему он не реализовался — авторы попытались предположить на основании всех накопленных данных.
Итог: до 47-го дня после операции все шло более-менее хорошо. Затем развилась диастолическая недостаточность. На 50-й день по результатам биопсии обнаружили повреждение капилляров с интерстициальным отеком и выходом эритроцитов из сосудистого русла, а также микротромбоз. С 56-го дня наблюдались явления прогрессировавшего фиброза, в итоге пациент скончался.
Скорее всего, основной виновник — полиорганная недостаточность, которой страдал реципиент. Сердечная недостаточность была настолько выраженной, что все остальные органы и системы работали уже через раз. Включая иммунитет, который нервно реагировал и на свои ткани — и уж тем более на чужие. Иммуногистохимия показала, что отторжение шло полным ходом.
Плюс он не мог полноценно противостоять инфекциям, поэтому как минимум дважды после трансплантации ему пришлось вводить иммуноглобулин внутривенно из-за гипогаммаглобулинемии. Похоже, что эти антитела также были мобилизованы на борьбу со свиным сердцем.
Электронная микроскопия, ПЦР и прочие лабораторные методы также показали признаки реактивации и репликации как минимум двух свиных вирусов — цитомегаловируса и розеоловируса — как в клетках ксенотрансплантата, так и в клетках хозяина. Не то чтобы это было определяющим, но как одна из составляющих — вполне.
Авторы сделали вывод, что моментального отторжения удалось избежать, но потом подключились антитела и пошло поражение эндотелия капилляров, плюс введенный иммуноглобулин тоже сыграл не на той стороне. Плюс вирусы, добавившие свои мазки в картину локального воспаления. Плюс тяжелое фоновое состояние.
Обещают сделать выводы на будущее. Продолжаем наблюдения.
Источник — страница врача и научного журналиста Алексея Водовозова «ВКонтакте»
(Всего одно письмо в неделю, чтобы ничего не пропустить)