Новость4 марта 2016, 11:06

Его воздушество

Вацло, Юркус, Вратарь, СССР, Литва
Его воздушествоРечь пойдёт не о Майкле Джордане. Вацловас Юркус был одним из самых прыгучих вратарей позднего СССР.

История Олега Лыткина

Его броски приводили в восторг болельщиков «Жальгириса» и заставляли соперников хвататься за головы.

В 1979 году был возрождён футбольный турнир Спартакиады народов СССР.

Во второй раз сборные союзных республик и обеих столиц выясняли, кто из них самая-самая. Делалось это ради подготовки к московской Олимпиаде.

Победителем Спартакиады стала сборная Москвы. Главной же сенсацией – сборная Литвы, составленная на базе вильнюсского «Жальгириса». Литовцы заняли высокое шестое место, притом что «Жальгирис» той поры был отнюдь не лидером первой лиги. А в этой замечательной литовской сборной наибольшее впечатление произвёл ее вратарь.

Невысокий, особенно на фоне полевых игроков (а в «Жальгирисе» всегда играли крупные парни, выглядевший старше своих лет из-за густых усов и не слишком густой шевелюры), но чрезвычайно подвижный.

В матче со сборной Москвы Вацловас Юркус, так звали литовского вратаря, пропустил два мяча. Но сколько он выручил! Особенно потрясали прыжки Юркуса.

Безо всякого разбега, даже намёка на разбег он отталкивался и летел на несколько метров. И мяч вместо того, чтобы очутиться в сетке, встречал на своём пути длинные руки вратаря. И в эти мгновения невысокий Вацловас казался великаном.

Долгое время матч сборных Москвы и Литвы был единственной встречей с участием Юркуса, которую мне доводилось видеть. Но фамилию голкипера я запомнил и надеялся когда-нибудь увидеть Вацловаса в деле.

Прошло несколько лет, и «Жальгирис» добился права играть в высшей лиге. Юркус к тому времени был не только бессменным стражем ворот главной команды Литвы, но и её капитаном. Помню, как он на правах капитана представлял своих товарищей на страницах еженедельника «Футбол-Хоккей».

Но одно дело первая лига и Спартакиада на всю её представительность, и совсем иное высшая лига СССР. Никто из игроков «Жальгириса» не имел опыта выступлений на столь высоком уровне.

В отличие от другого новичка – кишинёвского «Нистру», в чьём составе было несколько игроков, понюхавших пороху крупных турниров. Однако клуб из Молдавии начал проваливаться уже на старте, а «Жальгирис», напротив, оказался очень и очень жизнеспособен. И во многом успешная адаптация литовцев объяснялась прекрасной игрой Юркуса на последнем рубеже.

Свой первый мяч в чемпионате-83 Вацловас пропустил на 90-й минуте пятого по счету матча – удар Хорена Оганесяна был не берущимся.

И в следующих матчах воздушный вратарь вильнюсцев был роскошен – мячи крайне редко влетали в его ворота. Так, во многом благодаря Юркусу «Жальгирис» выиграл первый круг, сотворив немалую по тем временам сенсацию. А вот вторую половину чемпионата вильнюсцам пришлось начинать без своего капитана – в игре со «Спартаком» Вацловас ударился головой о штангу и заработал сотрясение мозга.

Тут-то и почувствовалась разница.

Вроде бы вернувшийся в Литву из Казахстана Витаутас Буянаускас был опытным и мастеровитым вратарем, а молодой Альвидас Концявичус недавно выиграл Спартакиаду-83, но без Юркуса «Жальгирис» притормозил. И когда едва оправившийся от травмы Вацловас вернулся в ворота, болельщики «Жальгириса», а их число выросло не только за счёт жителей Литовской ССР, вздохнули с облегчением. С Юркусом стало спокойнее.

Хотя самого Вацловаса спокойным не назовёшь, потому что на фоне весьма хладнокровных партнёров вратарь выглядел едва ли не самым эмоциональным.

Знаменитый тренер Беньяминас Зелькявичус, под руководством которого «Жальгирис» прошёл путь из второй лиги в высшую, приметил Вацловаса на турнире школьных команд, после чего позвал его в главную команду республики. У вильнюсцев были проблемы с вратарской бригадой, и даже наличие бывшего торпедовца Анатанаса Улявичуса не спасало ситуации.

А в молодом Юркусе было нечто бесовское, позволявшее ему творить в воротах чудеса – большие и маленькие. Когда «Жальгирис» шагнул в первую лигу, Зеклькявичус сделал ставку на Вацловаса и ни разу о том не пожалел.

В пяти сезонах он неизменно выходил в стартовом составе. Исключение – групповой турнир Кубка СССР-1982, который Вацловас пропустил из-за травмы. Как сыграл «Жальгирис» с Концявичусом – лучше не вспоминать.

А потом поправился Юркус, и лучший клуб Литвы выиграл малые золотые медали. За эту победу команде были обещаны щедрые премиальные, но награждён был только тренер. Вацловас на правах капитана пошёл искать правду, и его поход кончился тем, что команду возглавил Альгимантас Любинскас. Через полтора года Зелькявичус вернулся, но отношения тренера и вратаря дали трещину. Убрать столь популярного вратаря просто так Беньяминас Викторович не мог, но при каждом удобном случае ставил в ворота то уже упомянутого пару раз Концявичуса, то вратаря союзной молодёжки Альгирдаса Калинаускаса.

В 1987 году студенческая сборная СССР, составленная целиком из футболистов «Жальгириса», отправилась в Южную Корею на Универсиаду. Юркуса в этой команде не оказалось. Студентом он уже не был, так что появился формальный повод не брать Вацловаса. Наши выиграли золото, а Калинаускас был признан лучшим вратарём. И как его теперь не ставить в ворота? И бронзу «Жальгирис» взял с молодым коллегой Вацловаса.

В восемьдесят восьмом у «Жальгириса» не было основного вратаря. Все три голкипера играли примерно поровну, но никто не провел и половины матчей. Юркус пропустил немало встреч, а потом вдруг появился в ответной игре Кубка УЕФА против венской «Аустрии». В том матче в ворота Юркуса влетало всё что можно – «Жальгирис» проиграл со счетом 2:5 и закончил европейскую кампанию. Из всех игр Юркуса, что я видел, это была вторая провальная.

Первая — осенью 1986 года, когда в мало что значившем матче с Минском Вацловас пропустил семь.

Всё можно было исправить, но тяжелейшая травма (двойной перелом ноги) надолго выбила Юркуса из обоймы. «Жальгирис» больше не рассчитывал на своего ветерана. А заканчивать в 31 год Вацловас не хотел. И тут звонок от Юрия Сёмина.

Юркуса пригласили в «Локомотив», который боролся за выживание в высшей лиге.

Опытнейший вратарь довольно быстро адаптировался в новой команде. Играл, как в лучшие годы, — порхал в воротах, отбивал сложнейшие мячи. Но всё было запущено. «Железнодорожники» не спаслись и вылетели из высшей лиги. После долгого перерыва Вацловас вернулся в первую лигу, которую исколесил вдоль и поперёк.

Быть может благодаря Юркусу в «Локомотив» потянулись его молодые товарищи – Арминас Нарбековас, Вальдас Иванаускас, Вячеслав Сукристов, Арвидас Янонис. Из-за политики, будь она неладна, «Жальгирис» снялся с чемпионата СССР, и футболисты стали безработными. Упомянутые выше игроки могли оказаться где угодно, но перешли в «Локомотив» и помогли ему вернуться в элиту. Внёс свой вклад и Вацловас, внёс и уехал в Израиль, где провёл пару сезонов.

Вацловас Витаутович поиграл в чемпионате Литвы,

потом закончил. За литовскую сборную он так и не сыграл. Был бизнесменом, возвращался

в футбол уже в качестве тренера, уходил. «Сейчас уже не тренирую. Теперь я

фермер. Выращиваю курочек», — заявил Вацловас Витаутович в личной беседе, в

которой он произвёл впечатление очень скромного и не менее остроумного

человека.

Загрузка

Источник

Далее: Японские ученые доказали возможность земледелия на других планетах

Понравился этот пост? Подпишись на рассылку

(Всего одно письмо в неделю, чтобы ничего не пропустить)