Еще раз к вопросу о реконструкции доспехов эпохи Троянской войны. Воины со щитами (часть 11)
Собственно, рассмотрено было практически все, что только возможно, привлечен значительный иконографический материал. Как это уже отмечалось, использовался значительный по объему пласт работ англоязычных историков, включая и тех, кто занимается реконструкцией древних артефактов. Однако мы не коснулись самого главного – реконструкций доспехов эпохи Троянской войны в целом, так сказать – натурных воспроизведений ее воинского снаряжения «с головы до ног».
Кто-то делает мечи и кинжалы, а вот как насчет доспехов? Пока в предыдущем материале мы познакомились с работами только лишь одного человека – греческого реконструктора Катсикиса Димитриоса. Но ведь наверняка имеются и другие и даже целые общества? Здесь, однако, следует отвлечься от персоналий и посмотреть, а что вообще это за штука такая – «историческая реконструкция» и каким целям она служит? Начнем с того, что рисунки Джузеппе Рава это тоже реконструкция. Но такой вид реконструкции является самым простым.
Сложнее та реконструкция, в которой автор воспроизводит материал и технологию его обработки. То есть ткань для рубахи делается изо льна, который прядется и отбеливается, затем наступает очередь ткацкого станка, ну и так далее и тому подобное. Тут, получается, даже бронзовый меч копировать легче: получил металл нужного состава, отлил в современном тигле (хотя можно и по старинке сделать!), обработал современными инструментами и ок’й! Хотя можно и это же все равно, как и штаны, и рубаху делать по «той технологии». И, значит, первый тип реконструкции это 100% полное погружение в древность.
По сути дела это чрезвычайно дорогостоящий эксперимент, напоминающий погружение в прошлое. Тут куда ни кинь – везде клин! Не хитро подделать клинок, но нужна наковальня и молоток того времени. А чем полировать? Песком? Чем сверлить отверстия? Как сверлить? В какой одежде и, пардон, исподнем? Масса вопросов и все они влияют на чистоту эксперимента. Вот почему такие опыты в силу своей сложности и дороговизны крайне редки.
Древние инструменты тоже можно получить у Нила Барриджа! Копия тех, которыми работали древние мастера! Второй вариант – проще, это когда важна цель, а не средства ее достижения.
То есть – льем в кокиль, сверлим на станке, нитки покупаем в магазине, ткань тоже, окрашиваем анилиновым красителем, а вместо кожи используем «кожзам». Польза от такого реконструирования тоже есть, потому что в результате мы видим «живой образ» человека того времени. Можем поэкспериментировать с тем, удобно ли ему было? Мог ли он сделать то или это, к тому же такие реконструкции часто снимаются в кино. Наконец, третий вид – это реконструкции для… детей! Самые, на мой взгляд, «не исторические», и… самые «благодарные», потому что хорошо пробуждают любовь детей к истории.
В ряде школ ими занимаются, пусть даже и число их невелико. Несколько лет назад в журнале «Левша» (приложение к журналу «Юный техник») я опубликовал серию статей на тему о том, каким образом максимально «дешево и сердито» (то есть, достоверно) изготовить доспехи и оружие разных народов прошлого, начиная от воинов египтян и заканчивая рыцарями Средневековья. Понятно, что сделанные по этому принципу доспехи и оружие, это не более чем игрушки, но детям они интересны и полезны – проверено на практике.
Ну, а взрослые дяди играют по серьезному и покупают себе доспехи и оружие стоимостью в несколько тысяч долларов! Например, в Англии есть организация «Эрмайн Стрит Гард». Они реконструируют вооружение воинов Рима, снимаются в кино, у них есть своя крепость, где они несут службу и «щелкаются» с туристами. Цена одного комплекта доспехов (не центуриона!) – 3000 фунтов стерлингов!
«Все это мое! Верните, пожалуйста!» Много специалистов, что сотрудничают с музеями.
Например, Майк Симкинс, который по музейным образцам делает копии римского оружия, а музеи выкладывают их рядом с «антиками» для сравнения. А вот Нил Барриджа (о нем здесь уже рассказывалось, когда речь шла о мечах и прочем древнем «железе») решил еще и реконструировать древний щит эпохи бронзы!
«Щит из Клонбрина» Сам он об этом пишет так: ««Клонбрингский щит» (из Клонбрина) — это единственный сохранившийся кожаный щит эпохи бронзы, причем, вполне возможно, что сделали его еще в XIII веке до нашей эры. Он был найден в 1908 году во время нарезки торфа возле Клонбрина в Лонгфорде и сейчас экспонируется в Национальном музее Дублина.
Из-за того, что он попал в торфянник, его сохранность оказалась практически идеальной, что позволило его хорошо изучить.
На этом фото хорошо виден рисунок щита, и даже те места, где он был прошит нитками. Оказалось, что щит был сделан из одного куска очень толстой натуральной кожи, вероятно, кожи вола и имеет на себе некоторые следы боевых повреждений. Для дополнительной защиты руки на нем сделали умбон, и тоже из кожи.
Хотя другого такого нет, с бронзового века сохранились уцелевшие бронзовые щиты с аналогичным рисунком, причем их нашли в таких далеких от Англии местах, как Испания и Южная Скандинавия.
Щит изнутри. Сравнительная простота изготовления кожаных щитов по сравнению с бронзовыми щитами служит подтверждением теории, что кожаные щиты, вероятно, были наиболее массовым средством защиты в бронзовом веке, причем, это было неплохая защита. Реплика щита была выполнена в технологии того времени с применением деревянного штампа и горячей воды.
Весь щит после формования был покрыт пчелиным воском. В 2009 году он был испытан на прочность бронзовым мечом и проявил себя намного лучше, чем ожидалось, даже когда его атаковали копьем. Щит получил повреждения, но был после этого погружен в озеро на ночь и когда на следующее утро его достали из воды, то никаких следов повреждений на нем практически не осталось. Стоимость реплики такого щита £350».
Работы большинства реконструкторов выполняются исключительно точно, да это и понятно: плохой товар никому не нужен! Ну, а источники – это опять же находки археологов.
Вот, например, микенские бронзовые поножи из погребения в Каллитее, Археологический музей Патр (XII в. до н.э.).
А это их реконструкция!
Ну а это микенский воин, конечно. Одет, обут и вооружен по тамошней моде!
Это его «обувка» (что-то уж очень современно выглядит, как мне кажется, но Бог им судья)!
Туника…
И щит.
А дальше к нему умбоны разных фасонов.
Ну, а это его плетеная основа. А вот это реплика щита, которым могли пользоваться воины «народов моря» и шерданы с египетских рельефах. Основа щита – плетенка из реек, обтянутых кожей с бронзовым ободом по краю. Намоченная кожа хорошо натягивается и распрямляется, а пропитанная горячим воском становится водостойкой. На щите три умбона из бронзы.
Общий его вес 7 фунтов 12 унций. Так что он не очень тяжелый.
Воин с… «вазы воинов». Возможно, что он выглядел именно так. Впрочем, сразу бросается в глаза неточность. Не тот щит! На вазе он с вырезом снизу и… вот уже мы видим, как делается и его реплика. Сначала основа щита склеивается из досок, которые обтачиваются по краям. Затем дерево обтягивается кожей, приклепывается умбон и рукоятка.
Умбон
И, наконец, получаем готовый щит.
А вот реплика щита и доспехов работы уже известного нам греческого реконструктора Катсикиса Димитриоса. Его щит это простая «плетенка» на манер донышка от корзины, покрытая козьей шкурой мехом наружу. Рукоятку щита закрывает умбон, а три умбона меньших размеров приделаны не столько ради защиты, сколько для красоты. Доспехи воина – сам Димитриос называет их «доспехами Менелая», изготовлены из кожи с наложенными на них многочисленными умбонами.
«Доспех Менелая» – вид на лицевую сторону щита.
«Доспех Менелая» – вид на обратную сторону щита.
Тоже его работа – «Воин «народов моря» (шардан).
У «ног» «доспеха Менелая» мы видим оригинальный четырехрогий шлем, Но это уже будет тема следующего материала… Автор благодарит Нила Барриджа (www.bronze-age-swords.com) и сайт www.larp.com/hoplite/bronze.html за предоставленные фотографии и информацию, греческого реконструктора доспехов Катсикиса Димитриоса (http://www.hellenicarmors.gr), а также греческую ассоциацию изучения истории «Коривантес» (koryvantes.org) за предоставленные фотографии.
Об этом сегодня сообщает Военное обозрение.
(Всего одно письмо в неделю, чтобы ничего не пропустить)
