Новость17 апреля 2023, 10:13

Запуск Starship Super Heavy — самой большой ракеты в истории человечества

Это событие станет эпохальным моментом в развитии космонавтики. Вне зависимости от результата, история разделится на до и после.
космос
Starship
Super Heavy
SpaceX
 / Запуск Starship Super Heavy — самой большой ракеты в истории человечества

Остались считанные часы до первой попытки запуска Starship Super Heavy — самой большой ракеты в истории человечества и ключевого дисраптора в космонавтике XXI века.

Где и когда смотреть, что стоит ждать от пуска в целом, возможные сценарии и интересные подробности

Если это первый пуск, за которым вы решили следить, то учтите: переносы — обычное явление и, скорее всего, будет несколько попыток.

Starship Super Heavy на стартовом столе
Starship Super Heavy на стартовом столе

Этот пуск станет кульминацией многолетней работы над самым амбициозным проектом в истории ракетостроения. Перед нами не просто самая большая и мощная ракета, а, скорее всего, прародитель первой многоразовой системы — такого еще никому не удавалось сделать.

Этот полет в каком-то смысле даже важнее, чем первый пуск лунной ракеты Saturn V или «Шаттла», потому что, вне зависимости от результата, история разделится на до и после. Возможно, концепт и вовсе окажется недееспособным, но такой результат тоже важен.

Starship Super Heavy на стартовом столе

На данном этапе программа Starship получила разрешение на полеты в ближайшие 5 лет и отдельное разрешение на сегодняшний пуск.

Для запуска понадобились:

  1. Лицензия на пуск от FAA.
  2. Все временные ограничения на полеты в зоне.
  3. Перекрытие дороги к площадке.
  4. Уведомление об опасности в воде.
  5. Уведомление об эвакуации.
Starship Super Heavy на стартовом столе

То есть юридически Starship полностью готов к полету — было даже получено разрешение на запуск двигателей у воды, чтобы не сильно тревожить рыб (это не шутка, да).

А готов ли корабль технически?

Starship Super Heavy на стартовом столе

На данном этапе есть полная уверенность, что да. Ускоритель B7 и сам корабль S24 более года поэтапно проходили все необходимые тесты, ломались и шли дальше. Более того, на обоих даже сняли предохранители с систем самоуничтожения, а это самый последний этап.

Запуск Starship Super Heavy

2 самых сложных этапа — полная заправка с отсчетом (успешно пройдена несколько раз) и полный прожиг 33 двигателей (завершился «почти полным» успехом). По сути, финальная проверка пройдет за секунду до старта, и SpaceX должна будет проявить максимальную аккуратность.

Starship Super Heavy на стартовом столе

Какими бы ни были результаты полета, СМИ и хейтеры окрестят его неудачным по ряду причин (так уже было с Falcon 9). Поэтому ниже разберем основные критерии успеха и этапы этого пуска. Спойлер: нюансов очень много.

Starship Super Heavy на стартовом столе (ночь)

При идеальном сценарии Starship Super Heavy успешно взлетит, на высоте 64 км корабль отделится от ускорителя (и сам сядет в океане в 30 км от площадки), «Старшип» на высоте 121 км выключит свои двигатели, сделает почти полный виток и упадет в воду в 100 км от Гавайев.

План полета Starship Super Heavy

Но, по сути, каждый отдельный этап этого полета — важный тест и проверка всей системы и концепта в целом. Самое страшное, что может произойти, — это взрыв на старте, корый почти уничтожит площадку. В заправленном состоянии в ракете 4600 тонн топлива, это очень большая бомба.

Запуск Starship Super Heavy

Сама площадка для пуска Starship уникальна примерно во всем, и несмотря на то, что их уже несколько и готовится оборудование еще для двух, потеря такой комплексной системы отбросит программу на 1,5 года. Так что поводов для беспокойства много.

Площадка для пуска Starship Super Heavy

А теперь давайте разбираться, какие этапы программы действительно важны, на что обращаем внимание и что в целом можно считать успехом. Важно: этот пуск называется орбитальным, хотя замкнутой орбиты не будет по соображениям безопасности, хотя топливо и запас скорости есть.

Запуск Starship Super Heavy

У Super Heavy уникальная и очень сложная конфигурация из 33 двигателей Raptor 2. Каждый двигатель по отдельности — произведение искусства, которое очень сложно запустить (но это отдельная тема). А зажечь на полную сразу 33 двигателя — это суперзадача.

33 двигателя Raptor 2 корабля Starship Super Heavy

Более того, во время ключевого прожига технически работал лишь 31 двигатель и не на полную мощность. Во время старта Super Heavy выдаст 7950 тонн тяги — это в 2 раза мощнее ракеты Saturn V, которая отправила людей на Луну. Так что мы идеем дело с абсолютным рекордом в истории.

Старт ракеты Saturn V

20 двигателей внешнего контура запускаются с помощью подключаемой системы внутри стартового стола, а центральные 13 — через другую систему, имеют вектор тяги и могут перезапускаться во время полета. Так что успешно зажечь все 33 будет большим достижением.

По сути, через эту же систему сама ракета крепится к стартовому столу. Поэтому если ей удастся запуститься, оторваться от стола и пролететь башню, это можно будет считать частичным успехом очень сложной системы.

Стартовый стол для Starship Super Heavy имеет и другое важное отличие — в последствии он будет предназначен для быстрого переиспользования в течение нескольких месяцев, недель и дней. На данном этапе у него нет части систем подавления огня (только система защиты от детонации).

Стартовый стол Starship Super Heavy
Стартовый стол Starship Super Heavy

Сам стол ждут апгрейды после первого полета: на данном этапе он минимально защищен и ущерб будут внимательно анализировать, так как Starship умеет превращать огнеупорный цемент в цементный дождь. Еще недавно внешним пластинам добавили водяное охлаждение.

© Стоп-кадр видео

После того, как Starship пролетит башню, нас ждет самый опасный период полета, а именно — зона максимальных аэродинамических нагрузок, более известная как Max Q. Ее прохождение в целом считают ключевым достижением.

Примерно на высоте 12 км ракета наберет достаточно большую скорость, но атмосфера будет все еще очень плотной, что вызовет наибольшие перегрузки во время полета. С точки зрения всей конструкции это самый сложный этап, под который и закладывается вся прочность с запасом.

Полет Starship Super Heavy

В целом прохождение Max Q будет ключевым успехом первого полета. Все, что дальше — приятный бонус. Если «Старшип» развалится в этот момент (а шанс велик), то значит у системы есть фундаментальные проблемы, которые будут анализировать и долго решать. Скрестим пальцы.

Starship Super Heavy на стартовом столе

На высоте примерно в 64 км произойдет разделение ускорителя и корабля. Этот этап должен пройти без особых проблем, система стыковки там намеренно упрощена, насколько это вообще возможно. Starship продолжит набор скорости для орбиты, а Super Heavy выполнит сложный маневр.

Очень грубо говоря, Super Heavy сделает то, что буквально вчера делала первая ступень Falcon 9 (привет посадке на 3 двигателях). Бустер развернется, перезапустит центральные двигатели, чтобы замедлиться, чуть пролетит и начнет вход в атмосферу на достаточно высокой скорости.

Пусть вас не обманывает тот факт, что Super Heavy будет возвращаться не с орбиты — прогреет его нормально. И это еще одна из причин, по которой его делают из стали. Есть хороший референс от маленькой ракеты Electron, которая возвращается тоже в огне (простите за качество).

Раскаленный модуль Electron во время посадки

Технически бустер должен будет протестировать мягкую посадку в океан (будто садится на башню). Для этого он замедлится перед поверхностью воды в 30 км от стартовой площадки и аккуратно сядет на воду, если не взорвется. Если он останется цел, то откроются все клапаны, чтобы его затопить.

Зона проведения испытаний Starship

И если это не поможет, то есть официальное разрешение на использование огнестрельного оружия, чтобы продырявить Super Heavy. «Это не шутка, это Техас!» Но, отметая шутки в сторону, тащить через океан 70-метровый ускоритель с остатками горючего — не лучшая идея.

Возникает вопрос: а ведь кто-то может поднять ускоритель со дна и использовать для исследований? И это будет грубым нарушением закона, так как технически затонувшие части ракеты все еще принадлежат SpaceX и охраняются федеральными законами. Так что для трюка понадобится разрешение.

Обломки ракеты на берегу океана

А вот сам Starship ждут долгие минуты набора скорости почти до орбиты. Но почему тогда просто его не вывести в космос? Потому что никто не хочет, чтобы на орбите болтался гигантский корабль, который неизвестно где войдет в атмосферу, если что-то пойдет не так.

Starship в верхних слоях атмосферы

При этом на орбите будут тестироваться и различные системы внутри самого корабля. Более того, груз тоже есть — несколько несчастных спутников Starlink V2, которые остались внутри отеска, люк которого заварили из соображений структурной целостности.

Безопасная утилизация «Старшипа» в нужном месте — часть плана. Более того, этот же план предусмотрен и для двух последующих полетов, для которых, видимо, будут использовать S26 и S27, даже не имеющих тепловой защиты. Но всяко лучше, чем бросать ступени на орбите как Китай.

Планируемая траектория полета Starship
Планируемая траектория полета Starship
Место планируемого приводнения модуля Starship

Ну и, пожалуй, лучшая визуальная репрезентация входа Starship в атмосферу от @AlexSvanArt. Стоит уточнить, что текущая версия корабля имеет минимальные шансы пережить вход в атмосферу, так что кому-то повезет увидеть невероятное шоу.

Обломки Starship раскидает примерно в 100 км от побережья Гавайев. То, что останется от корабля, затонет на глубине 3 км. Но даже если «Старшип» переживет вход в атмосферу, то мягкая посадка все еще не входит в планы — из все тех же соображений утилизации.

Так что какой бы ни была следующая неделя — как минимум она будет очень захватывающей. Лично для себя я решил, что прохождение Max Q будет важной победой и хорошим фундаментом. SpaceX уже 2 года активно готовится к первому орбитальному пуску и была проделана колоссальная работа.

Запуск Starship Super Heavy

И даже если что-то пойдет не так, то ошибки — это тоже важные уроки, благодаря которым на раннем этапе можно будет исправить множество проблем. Главное — чтобы не случилось взрыва на стартовой площадке, остальное менее критично.

Взрыв Starship Super Heavy на стартовом столе (рендер)

Это действительно начало новой эпохи и тест для всего ракетостроения. Я не говорю про Марс, а в первую очередь имею в виду, что Starship в теории сможет многократно увеличить массу и объем выводимых грузов и делать это часто. Нас ждут новые станции, миссии, телескопы и спутники.

Starship Super Heavy на стартовом столе (восход)

Ну и самое главное — а где смотреть-то? Официальная трансляция начнется 17 апреля 2023 года в 15:15 по московскому времени. Пожалуйста, учтите, что наверняка будут задержки и переносы, но явно будет что рассказать детям. Сверхтяжелые ракеты появляются раз в десятилетия.

По материалам @KYKYPY3A_B

Далее: Ученые предположили, что черные дыры могут быть гигантскими квантовыми компьютерами инопланетян

Понравился этот пост? Подпишись на рассылку

(Всего одно письмо в неделю, чтобы ничего не пропустить)

26 комментариев
  • Перенесли вроде из-за проблем, теперь 48 часов будут топливо сливать (
  • Пасиб! Тоже буду ждать.
  • Я прямо тут смотрю, в смысле жду трансляции - в конце статьи окошко YouTube
Читать 26 комментариев